Анализ работы преподавателя ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию в процессе учебной деятельности

Анализ работы преподавателя ОБЖ по военно-патриотическому воспитанию в процессе учебной деятельности
5 (100%) 1 vote

2.1. Методическая характеристика основных типов уроков ОБЖ
Учитывая все вышеизложенное в первой главе работы, можно констатировать значительные отличия ОБЖ от других школьных дисциплин, а следовательно, необходимость определенных отличий в структуре курса, организации изучения материала.
Современная дидактика представляет собой теоретическую науку, посвященную вопросам содержания образовательного процесса, закономерностям процесса обучения и воспитания. Специфические особенности различных школьных дисциплин рассматриваются конкретными методиками преподавания. Таким образом, методика ОБЖ – наука о целях, задачах и содержании ее как школьного учебного предмета, о формах и методах организации обучения, применяемых для достижения образовательных и воспитательных целей предмета.
Тематическое планирование. Считается полезным перед началом учебного года составить календарный план проведения уроков с тем, чтобы распределить фактические часы по темам и срокам прохождения. Данный подход является полезным еще и потому, что появляется возможность соотнести изучаемые в курсе ОБЖ темы с аналогичными или близкими по смыслу разделами смежных дисциплин.
В программе курса ОБЖ предусмотрены часы для изучения Основ военной службы (ОВС). Данные часы предлагаю использовать для изучения общетеоретического материала, а практические занятия и специфические особенности раздела рассматривать в рамках соответствующих уроков.
При составлении годового плана работы может быть предусмотрено тематическое планирование. Обучение значительно более эффективно, если один урок не похож на другой по его форме и используемым методам, если темы и разделы курса связаны между собой, т.е. если учителем разрабатываются не отдельные уроки, а системы уроков. Система уроков позволяет более логично, рационально организовать образовательный процесс, активнее использовать самостоятельную деятельность школьников, поэтапно формировать предусмотренные государственным образовательным стандартом умения и навыки, точнее определять материал, требующий более полного закрепления и обобщения.
Поурочное планирование. Поурочный план входит неотъемлемой составной частью в систему уроков. Однако в его структуре должны найти свое отражение особенности конкретного класса. Кроме того, подробно разрабатывается логический стержень изучаемой темы, подбираются наиболее подходящие формы и методы образовательного процесса. определяются действия учителя и предполагаемая реакция на эти действия со стороны учащихся. Планируется количество источников знания и их использование. Наиболее общая форма поурочного плана представлена в таблице 1. желательно также отразить в плане необходимые для проведения урока средства обучения, раздаточный материал.
Таблица 1
Образовательно-воспитательные задачи урока, содержание урока, в т.ч. в каждой его структурной части. Источники знаний и методы обучения.

Деятельность

Уровни познавательной деятельности учащихся.
учителя ученика
         
 
Как бы ни была хорошо спланирована деятельность учителя, и насколько бы хорошо не были разработаны конспекты уроков, в своей деятельности преподаватель сталкивается с некоторыми не поддающимися алгоритмизации параметрами. К ним может быть отнесено:
—    изменение порядка уроков в результате заболевания преподавателя другого предмета;
—    тема занятий на одном из предыдущих уроков данного учебного дня;
—    уровень подготовленности учащихся к усвоению запланированного материала;
—    индивидуальное настроение отдельных учащихся или класса в целом.
Подобные факторы при неблагоприятном стечении обстоятельств могут полностью сорвать выполнение задач урока по запланированной теме, если учителю не удастся, оценив состояние учащихся, быстро изменить форму урока, ибо использовать другие методы.
Классификация методов преподавания. Все методы преподавания можно сгруппировать по нескольким фундаментальным признакам. Это: источник знаний; характер действий учителя; характер действий ученика.
При использовании этих признаков в качестве критериев легко выделить три группы методов обучения – словесные, наглядные, практические. Применяя словесные методы, учитель передает знания учащимся в форме монолога или диалога, иллюстрирует свою речь наглядными пособиями, но основным источником знания, тем не менее, остается слово. При использовании наглядных методов ведущую роль в передаче знаний играет наблюдение учащихся. Именно из наблюдения и осознания наблюдаемого складывается в данном случае деятельность школьников. Учитель главным образом направляет внимание учащихся, уточняет правильность их восприятия. Практические методы предусматривают источником знаний результаты, полученные учащимися в процессе практической работы.
Разделение методов на активные и пассивные ни в коей мере неправомерно. В зависимости от возраста учащихся и содержания курса все они должны развивать знания и научное мировоззрение, а следовательно, бать активными.
Выбор методов обучения и уровней познавательной деятельности учащихся. Методы обучения ОБЖ обуславливаются содержанием предмета и должны обеспечивать усвоение указанного содержания учащимися. При этом необходимо отметить, что ошибка в методе обучения приводит к снижению эффективности учебного процесса.
Таким образом, соответствие метода изучаемому материалу – важнейшее условие качества педагогической деятельности. К счастью, одно и то же содержание не всегда требует одного единственного метода. В этом случае основными критериями в выборе учителя должны служить познавательные возможности учеников, степень сложности материала или заданий, временной фактор и наличие (отсутствие) предполагаемого данным методом источника знаний.
Уровень познавательной деятельности закладывается учителем на стадии подготовки урока и реализуется путем постановки задач и вопросов в ходе занятия. Выделяются:
—                     рецептивный уровень, характеризующийся монологом учителя и прослушиванием излагаемого текста учащимися;
—                     репродуктивный уровень, характеризующийся наличием обратной связи со стороны учащегося, т.е. организацией вопросно-ответной формы изложения материала;
—                     эвристический уровень отличается снижением активной роли учителя на уроке. При использовании данного метода тщательно продуманные вопросы учителя подводят учащихся к пониманию материала;
—                     исследовательский уровень характеризуется только контролем со стороны учителя, а учащиеся самостоятельно выполняют задания.
Методическая характеристика основных типов уроков представлена в приложении №1. Кроме того, необходимо упомянуть основные формы проведения уроков: фронтальная; групповая и индивидуальная.
Методы работы с учебным материалом для удобства изложения и восприятия подразделены на пять крупных групп: речевые; наглядные; практические; контрольные; мнемонические. Краткая общая характеристика методов представлена в приложении №2.
С учетом вышеизложенного и программы курса Основы военной службы предлагаю примерное поурочное тематическое планирование по ОБЖ для учащихся 11-х классов на 1-ю четверть (таблица 2).
Таблица 2 — Поурочное тематическое планирование
№ урока Название раздела Тема урока Цель урока Примерный план Методические приемы Домашнее задание
1 прове-рочная работа Вооруженные силы РФ История создания ВС РФ. Задачи армии в мирное время Определить роль армии в системе обеспечения национальной безопасности страны Оценить уровень знаний уч-ся. Определить основные задачи ВС в мирное время, основные этапы создания ВС РФ. Решение проблемной задачи. Рейтинговая система. Знакомство с новым материалом. Проверочная работа Написать реферат об истории возникновения любого рода войск.
2 Боевые традиции ВС РФ Дни воинской славы – памяти поколе-ний Ввести и закрепить понятие патриотизм и воинский долг Дать формулировку понятия воинский долг. Определить признаки патриотизма. Выяснить, что знают уч-ся о героях России Рейтинговая система. Знакомство с новым материалом. Экспресс-опрос. Составить кроссворд «Русская армия».
3 Символы воинской чести Почетные награды за воинские отличия Разобрать значение воинской символики и ритуалов. Оценить значение ритуалов ВС РФ. Разобрать значение основных символов ВС – знамя, форма. Провести беседу об известных наградах. Знакомство с новым материалом.Беседа. Написать краткую историю любой российской награды.
4 проверочная работа Вооруженные силы РФ История, традиции и символы ВС РФ Определить уровень знаний уч-ся Подвести итоги составления кроссворда. Выслушать в форме докладов краткие истории наград и рефераты. Рейтинговая система.Доклады.

Беседа

Принести официальное описание воинской награды.
5. Воинская обязан-ность Подготовка к военной службе Разобрать основные понятия воинской обязанности и подготовку граждан к службе.. Дать формулировку понятия воинская обязанность. Определить знания и умения необходимые для солдату и способы их приобретения. Дискуссия.Знакомство с новым материалом. Письменно ответить на вопрос: «почему я хочу (не хочу) служить в армии».
6. практическое заня-тие Основы военной службы НВП в войсках Строевая подготовка Изучение основных строевых команд. Перестроения. Определить основные правила подачи команд Физические упражнения.Проведение учащимися в подгруппах перестроений. Повторение изученного материала уроки 1 – 5.
 
Выпускники старших классов школ пребывают в том возрасте, когда перед ними открывается новая, взрослая жизнь. Для юношей она начинается со сложного испытания в виде военной службы в Вооруженных силах. Военная служба – это жизнь, подчиненная особым, причем достаточно строгим законам, в которой для молодого человека все пугающе незнакомо, непонятно. Сможет ли призывник безболезненно войти в эту жизнь и выдержать ее особенно на первых порах, в немалой степени зависит от преподавателя ОБЖ. Однако прежде, чем помогать будущему воину, педагог должен хорошо представлять, что есть человек в семнадцать лет, каковы его мироощущения, в каких знаниях он нуждается в преддверии военной службы. Для преподавателя, взявшего на себя нелегкую, но благородную задачу – заложить первые кирпичики в основание духовно-нравственной крепости будущего защитника Отечества, надо ясно видеть конечную цель своей работы.
Изучение нового материала эффективно только тогда, когда учителю удается построить необходимые логические причинно-следственные связи, определяющие внутреннюю структуру излагаемой темы.
В заключение следует подчеркнуть, что на восприятие материала, отношение к нему оказывает влияние не только его «интенсивность» для учащегося. Эта характеристика вообще крайне субъективна. В первую очередь на учащихся оказывает стимулирующее влияние сама личность учителя, манера его речи, поведение, а часто – настроение и внешний вид.
2.2. Обоснование необходимости взаимосвязи учебных занятий по основам военной службы и внеурочной работы по военно-патриотическому воспитанию.
         В современной  России все более заметна постепенная утрата традиционного российского патриотического сознания. Ухудшение морально – психологического климата в обществе и его микросоциумах (семья, школа и т.п.) резонансом отзывается в подростковой среде. Процветают равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Детская преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и другие проявления “свободного образа жизни” достигли таких размеров, что поневоле заставляют задуматься, есть ли будущее  у подрастающего поколения. Особую тревогу вызывают  юноши – будущие защитники Родины. Результаты призыва г. Канска на военную службу (сводка горвоенкомата)  говорят об обесценивании основных показателей моральной зрелости человека, которыми издавна считались любовь к своей Отчизне,  готовность и способность самоотверженно защищать Отечество:
—   каждый второй считает, что такие понятия, как воинская честь, доблесть ушли в прошлое и лишены смысла;
—   увеличилось количество призывников, уклоняющихся от отправки на военную службу;
—    увеличилось число призывников, привлекающихся к уголовной  ответственности;
Обеспокоенность вызывает и значительное ухудшение   состояния здоровья молодого поколения:
—    только 52 процента призывников признаны годными к военной службе;
—  в 1,8 раз увеличилось количество призывников, ограниченно годных к военной службе;
—   19 процентов –  страдают нервно-психическими заболеваниями.
В 2002-2013 учебном году среди учащихся 9-11 классов профессионального училища №60, г. Канска, было проведено социологическое исследование, которое включало анкетирование учащихся “Что я знаю о ВОВ”, “Мои близкие в годы воины”, “Твое отношение к сегодняшней армии ”. Было выявлено, что 72% учащихся очень мало знают о войне. Только 35% учащихся смогли вспомнить о своих близких, участвующих в Великой Отечественной войне, но никто из них не знал подробностей. В ответах 68% учащихся прослеживалось негативное отношение к современной армии. Только 10% юношей выразили желание служить в армии. Мониторинг уровня воспитанности школьников выявил пробелы в системе  патриотического воспитания.
           Изменить сложившуюся ситуацию можно, создав в школе систему взаимосвязи учебных занятий по основам военной службы и внеурочной работы по военно-патриотическому воспитанию,  которая будет направлена  на:
 — воспитание  личности школьника, знающего историю и традиции своей семьи и  края;
— формирование у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его защите;
— развитие и распространение военно-прикладных видов спорта;
— формирование здорового образа жизни;
— воспитание моральных и психологических качеств защитников Отечества.
В приложении №7 и №8 представлены примерные разработки план-конспекта уроков по темам: «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника отечества», «Памяти поколений – дни воинской славы России»
Выводы по главе II
  1. Основная цель деятельности преподавателя-организатора ОБЖ, на мой взгляд, это подготовка школьников к суровым реалиям «взрослой» жизни, привитие им чувства гражданского долга. Только собственным примером, своей личной убежденностью преподаватель может заинтересовать и повести за собой школьников. Только тогда он может добиться эффективности учебно-воспитательного процесса.
  2. Соответствие метода изучаемому материалу – важнейшее условие качества педагогической деятельности. Однако, одно и то же содержание не всегда требует одного единственного метода. В этом случае основными критериями в выборе учителя должны служить познавательные возможности учеников, степень сложности материала или заданий, временной фактор и наличие (отсутствие) предполагаемого данным методом источника знаний.