Приложения к диплому

Приложения к диплому
5 (100%) 1 vote

Приложения
Приложение 1
 
Методическая характеристика основных типов уроков
 
Вид урока Характеристика Состав

Вводный урок

Полностью посвящен построению логической структуры курса года или объемного и сложного раздела программы. Цель – создание у учащихся надлежащей психологической установки на предстоящую учебную работу, раскрытие роли получаемой информации, жизненной ценности курса. 1. Представление учителя, знакомство с учениками.2. Состав, структура и значение материала, курса.

3. Инструктаж, акцентирование внимания на требованиях к учащимся, правилах работы на уроке и необходимых предметах оснащения.

Объяснительный урок Данный урок целиком посвящен изучению нового материалаУрок данного типа применяется при значительном объеме и сложности новой информации. Может быть довольно широко использован при привлечении различных источников знаний (словесных, литературных. Кино- и видео- фильмов). 1. Подготовительный этап – постановка задач урока, проверка готовности учащихся2. Организация познавательной деятельности по ходу изучения нового материала.

3. Изучение нового материала, его места в системе знаний учащихся, обобщение информации по частям, соответствующим логическим разделам темы.

4. Постановка заданий на практическое применение полученных знаний.

5. Задание на дом и инструктаж по его выполнению.

Учетно-повторительный урок Проводится в конце изучения каждого крупного раздела для контроля степени его усвоения учащимися. Может иметь различную форму: от контрольной работы до зачета.Наиболее рационально распределять уроки этого типа по сетке всего года 1. Постановка задач урока.2. Разъяснение его цели и формы проведения, требования к ответам.

3. Постановка и выполнение заданий.

4. Подведение итогов с целью характеристики полноты и логичности ответов учащихся.

Обобщающе-повторительный урок Проводится после изучения крупных тем и разделов. Служит для приобретения новых знаний за счет систематизации и обобщения имеющейся у учащихся относительно разрозненной информации.Уроки этого типа особенно важны тем, что не только способствуют лучшему запоминанию, но и поднимают их на новый уровень. 1. Подготовительный этап. Разъяснение задач урока.2. Систематизация объектов, факторов изученного материала, классификация

3. Выявление связей и закономерностей между различными частями раздела.

4. Подведение итогов с целью характеристики полноты и логичности высказываний учащихся.

Комбинированный урок Имеет несколько дидактических целей и включает в себя все задачи учебного процесса: повторение пройденного материала, изучение нового, его осмысление и анализ, а также закрепление, запоминание и применение.Этот тип урока является наиболее рас пространным в практике средней школы.

Наиболее эффективно его применение при изучении объемных тем, когда новый материал является логическим продолжением и развитием ранее полученной учащимися информации.

1. Подготовительный этап – постановка задач урока, проверка готовности учащихся.2. Установление взаимосвязей между предшествующими темами и разделами и новым материалом.

3. Проверка домашнего задания

4. Изучение нового материала, его места в системе знаний учащихся, его осмысление и обобщение.

5. Закрепление и проверка результатов работы на уроке.

6. Задание на дом и инструктаж по его выполнению

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения пятидневных учебных сборов с обучающимися
образовательных учреждений
Наименование тем Содержаниезанятия К-во часов Вид
занятий
Руководитель
занятий
Материальное обеспечение
1 2 3 4 5 6
    1 день      
Основы подготовки граждан к военной службе Вводное занятие, проводимое перед началом учебных сборов 1 ч Рассказ, объяснение Преподаватель ОБЖ Карты, плакаты
Медицинская подготовка Оказание само- и взаимопомощи при ранениях и травмах. Вынос раненых с поля боя 2 ч Практическое занятие Медицинский работник Материалы для наложения повязки, носилки, плащ-палатка
Огневая
подготовка
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата; чистка, смазка и хранение автомата 3 ч Практическое занятие Преподаватель ОБЖ Макет автомата Калашникова, принадлежности,
плакаты,
схемы
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда Подготовка суточного наряда 1 ч Практическое занятие Преподаватель ОБЖ Устав внутренней службы
Организация караульной службы, обязанности часового Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового 1 ч Практическое занятие Преподаватель ОБЖ Устав гарнизонной и караульной службы
    2 день    
Физическая подготовка Выполнение упражнений на спортивных снарядах, сдача нормативов 1 ч Практическое занятие Учитель физич.культуры, преподаватель ОБЖ Наставление по физподготовке в Вооруженных силах РФ
Тактическая подготовка Действия солдата в бою, обязанности солдата в бою 1 ч Практическое занятие Преподаватель ОБЖ Боевой устав сухопутных войск, карты, плакаты, макеты
               
 
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда караульной службы, обязанности часового Подготовка суточного нарядаНаряд караулов, подготовка караулов. Часовой. Обязанности часового 1 ч1 ч Практическое занятиеПрактическое занятие Преподаватель ОБЖПреподаватель ОБЖ Устав внутренней службыУстав гарнизонной и караульной службы
    3 день      
Размещение и быт военнослужащих Размещение военнослужащих, распорядок дня 3 ч Практическое занятие Преподаватель ОБЖ, военнослужащий воинской части Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ
Основы обеспечения безопасности военной службы Довести до обучаемых информацию об опасных факторах военной службы, организации обеспечения безопасных условий в повседневной деятельности 1 ч Практическое занятие Преподаватель ОБЖ, военнослужащий воинской части Помещение и оборудование воинской части
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда Назначение и состав суточного наряда воинской части 1 ч Практическое занятие Преподаватель ОБЖ, военнослужащий воинской части Помещение и оборудование воинской части
 
Физическая подготовка Кросс 1 км 1 ч Практическое занятие Учитель физкультуры Наставление по физподготовке в вооруженных силах
Боевое вооружение зенитно-ракетного полка Назначение, устройство, ТТХ боевого вооружения 2 ч Рассказ, объяснение, показ Военнослужащий воинской части Боевое вооружение
    4 день      
Физическая подготовка Тренировка, сдача нормативов Практическое занятие Учитель физкультуры Наставление по физподготовке в Вооруженных силах РФ
Тактическая подготовка.Огневая подготовка Команды, подаваемые на передвижение в бою и порядок их выполнения.Правила стрельбы, ведения огня из автомата. Меры безопасности при стрельбе 1 ч3 ч Практическое занятие.Практическое занятие Преподаватель ОБЖ.Преподаватель ОБЖ Боевой устав сухопутных войск, карты, плакаты, макет АКМ, плакаты, схемы
Строевая подготовка Выполнение воинского приветствия в строю, на месте и в движении. 1 ч Практическое занятие Преподаватель ОБЖ Строевой устав, плакаты
Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда Подготовка суточного наряда 1 ч Практическое занятие Практическое занятие Устав внутренней службы
Организация караульной службы, обязанности часового Наряд караулов, подготовка караулов. Часовой, обязанности часового 1 ч Практическое занятие Преподаватель ОБЖ Устав гарнизонной и караульной службы
    5 день      
Физическая подготовка Тренировка. Сдача нормативов 1 ч Практическое занятие Учитель физкультуры Наставление по физподготовке в Вооруженных Силах РФ
 
Огневая подготовка Практическая стрельба 5 ч Практическое занятие Преподаватель ОБЖ, военнослужащий
воинской части
Автоматы Калашникова, курс стрельб
Тактическая подготовка Выбор шеста для стрельбы, само-
окапывания и маскировки
1 ч Практическое занятие Преподаватель ОБЖ, военнослужащий из воинской части Боевой устав Сухопутных войск, плакаты, полигонное оборудование
Строевая подготовка Строй взвода 1 ч Практическое занятие Преподаватель ОБЖ, военнослужащий из воинской части Строевой устав
Примечание. На основании учебно-тематического плана преподаватель-организатор ОБЖ разрабатывает расписание занятий.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРОТОКОЛ СОРЕВНОВАНИЙ
№ п/п Вид Фамилия, имя участника Результат (оценка) Средний результат Подпись судьи Место
1 Одевание противогаза          
2 Одевание ОЗК          
3 Подтягивание 1.2.

3.

       
4 Отжимание 1.2.

3.

       
5 Полоса препятствий 1.2.

3.

4.

       
6 Военно-медицинская подготовка 1. Теория.2. Наложение повязки.

3. Переноска раненого

       
7 Строевая подготовка Класс        
8 Конкурс «Портянка» 1.2.

3.

       
9 Пробежка «Как трудно быть солдатом» 1.2.

3.

       
10 Конкурс боевых листков          
11 Поведение на игре          
12 Занятое место          
РАСПОРЯДОК ДНЯ.
Распорядок дня. Кол-во времени время
1. Подъём командиров взводов и дежурного по роте.   6 ч. 50 м.
2. Общий подъём учащихся.   7 ч. 00 м.
3. Утренняя физическая зарядка. 20 м. 7ч.10 м.7ч.30м.
4. Утренний туалет, заправка постелей, уборка помещений. 20 м. 7 ч.30 м.-7 ч.50м.
5. Утренний осмотр. 10 м. 7ч50м.-8ч.00м.
6. Завтрак. 30 м. 8ч00м-8ч30м.
7. Построение и развод на занятие. 10 м. 8ч40м-8ч.50м.
8. Учебные занятия. 1.2.

3.

4.

45м.45м.

45 м.

45м.

9ч00м-9ч45м.10ч00м-10ч45

11ч00м-11ч45

12ч00м-12ч45

9. Подготовка к обеду. 15м. 12ч45м-13ч00
10. Обед . 30 м. 13ч00м-13ч30
11. Послеобеденный отдых. 20 м. 13ч30-13ч50
12. Построение и развод на занятие. 10 м. 14ч 00-14ч10м
13. Учебные занятия.1.

2.

3.

4.

45 м.45м.

45м.

45м.

14ч10-14ч5515ч05-15ч50

16ч05-16ч50

17ч05-17ч50

14. Спортивно-массовая работа. 1ч 30м. 18ч15м-19ч45
15. Ужин. 30 м. 20ч00м-20ч30
16. Воспитательная работа. 1ч 30м. 20ч30-22ч00
17. Личное время учащихся. 20 м. 22ч00-22ч20
18. Вечерняя прогулка. 20 м. 22ч20-22ч40
19. Вечерняя проверка. 10 м. 22ч40-22ч50
20. Приготовление ко сну. 10 м. 22ч50-23ч00
21. Отбой.   23ч00м
 
 
 
 
 
Приложение 3
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
проведения пятидневных учебных сборов с обучающимися образовательных учреждений
п/п Тема занятий Дни занятий Общееколичество часов
1 2 3 4 5
1 Основы подготовки гражданина к военной службе. Начальная военная подготовка в войсках 1         1 ч
2 Размещение и быт военнослужащих.
Основы безопасности военной службы
3         3 ч
3 Суточный наряд, обязанности лиц суточного наряда 1 1 1 1   4 ч
4 Организация караульной службы, обязанности часового 1 1   1   3 ч
5 Строевая подготовка 1     1 1 3 ч
6 Огневая подготовка   3   3 5 11 ч
7 Тактическая подготовка     1 1 1 3 ч
8 Медицинская подготовка   2       2 ч
9 Радиационная, химическая и биологическая защита     3     3 ч
10 Физическая подготовка 1 1 1 1 1 5 ч
11 Боевое вооружение ЗРП     2     2 ч
ИТОГО: 8 8 8 8 8 40 ч
 
 
 
 
 
 
 
 
ИНСТРУКЦИЯ
по мерам безопасности при проведении стрельб
1. Стрельбы из спортивного оружия (малокалиберной пневматической винтовки) проводятся в целях подготовки к выполнению начального упражнения стрельб из автомата и в системе факультативных занятий в оборудованном, имеющем разрешение тире под руководством преподавателя-организатора ОБЖ.
2. Стрельбы боевыми патронами из автомата проводятся только на оборудованных войсковых стрельбищах и тирах под руководством опытных офицеров воинской части или военного комиссариата.
3. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается четкой организацией, точным соблюдением мер безопасности и высокой дисциплинированностью всех участников стрельб.
4. Стрелять на стрельбище или в тире, где не обеспечена безопасность, боевыми патронами, а также пульками из пневматической винтовки, или доверять руководство стрельбой кому-либо из граждан запрещается.
В тире и на стрельбище запрещается:
— производить стрельбу из неисправного оружия и при поднятом белом флаге;
— брать или трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды руководителя стрельбы;
— заряжать оружие до команды руководителя стрельбы;
— прицеливаться и направлять оружие в стороны и тыл, а также в людей;
— выносить заряженное оружие с огневого рубежа;
— находиться на огневом рубеже посторонним, кроме стреляющей смены;
— оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать другим лицам без разрешения руководителя стрельбы;
— производить стрельбу не параллельно директрисе (направлению) стрельбища (тира);
— стрелять в тире одновременно из разных видов оружия;
— допускать к стрельбе лиц, не имеющих твердых практических навыков в выполнении стрельбы;
— от сигнала (команды) «Отбой» до сигнала (команды) «Огонь» запрещается кому бы то ни было находиться на огневом рубеже;
5. Выдача обучаемым боевых патронов производится специально назначенным военнослужащим воинской части. Подготовка каждого обучаемого к стрельбе боевыми патронами проверяется офицером воинской части (военного комиссариата) в присутствии преподавателя ОБЖ. К стрельбе допускаются только те учащиеся, которые имеют навыки обращения с автоматом, знают и понимают правила поведения на огневом рубеже.
6. Заряжается оружие на огневом рубеже и только по команде руководителя стрельбы «Заряжай».
7. Чистка оружия производится в специально отведенных местах под руководством преподавателя ОБЖ.
8. Обучаемые, допустившие нарушения требований безопасности, к стрельбе не допускаются.
9. Для проведения стрельбы из спортивного оружия руководитель образовательного учреждения издает письменный приказ, в котором указывает:
— дату, место, наименование класса и количество привлекаемых учащихся;
— вид, количество и номера спортивного оружия, которое будет использоваться при стрельбе, количество необходимых пулек (патронов);
— наименование упражнения;
— фамилию преподавателя;
— необходимые средства оказания первой медицинской помощи.
10. Для учета израсходованных пулек (патронов) преподаватель ОБЖ составляет акт, в котором указывает дату и место, наименование упражнения, количество стрелявших и израсходованных пулек (патронов).
Акт подписывается преподавателем ОБЖ, классным руководителем, командиром класса и утверждается руководителем образовательного учреждения.
11. О всех несчастных случаях, произошедших во время стрельбы, немедленно сообщается в ближайший врачебный пункт, в местные органы внутренних дел и органы исполнительной власти в области образования как о чрезвычайном происшествии.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Приложение 4
Программа военно-патриотического воспитания.
 В связи с тем, что на изучение федеральной программы отведено мало времени, была разработана новая, которая направлена на усиленное изучение традиций, актуализацию знаний учащихся о боевых традициях, направлена на формирование глубоких убеждений в необходимости познания этой немаловажной темы. В содержание этой программы включено:
Цель:
  • формирование и развитие у учащихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения,
  • воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина — патриота России”.
  • развитие системы патриотического воспитания учащихся школы, способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации коллектива школы, общественных формирований, родителей, учащихся, средств массовой информации.
Задачи:
  • сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
  • формирование банка организационно — методического обеспечения функционирования системы основ военной службы в школы.
Сроки реализации программы: 2012- 2013 учебный год.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
В процессе реализации школьной программы по основам военной службы у выпускников к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:
  • активная гражданская позиция;
  • способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
способность к саморазвитию.  
Пояснительная записка
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Поэтому необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашей общеобразовательной школы. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта. Осноы военной службы в рамках данной программы рассматривается, как дифференцированный процесс, с учётом возрастных особенностей учащихся. Цели программы достигаются совместными усилиями семьи, школы, общественных организаций.
Стержневая деятельность коллектива, ведущего работу по реализации данной программы, является формирование у детей и подростков социально–психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятием «патриот».
Патриот – это человек, который горячо любит свою страну, свою малую родину, учится и трудится на её благо, приумножая её богатства, а если понадобится, должен быть готов встать на её защиту.
Направления работы:
1) духовно-нравственное направление ;
2) поисково-краеведческое  направление «Моя малая родина»
3) военно-историческая подготовка .
В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система патриотического воспитания детей и подростков, она включает в себя следующие разделы, для удобства проведения комплексной работы в единстве её всех составных частей и учётом возрастных особенностей школьников.
Жить достойно, пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек и каждый народ. Это возможно только тогда, когда сам уважаешь себя и соседей, знаешь свою культуру, понимаешь своё место в мире природы и в мире людей.
Детям так же, как и взрослым, приятно жить в чистом доме, гулять по красивым улицам села, любоваться произведениями искусства. Мусор, грязь, неопрятность, в чём бы они не выражались, вызывают удивление, брезгливость, огорчение.
Чтобы приобщить детей к углубленному традиционному наследию, воспитать неравнодушного гражданина своей страны разработана данная программа по формированию гражданственности.
Кроме познавательного, она имеет важное воспитательное значение, так как показывает  нравственное и эстетическое богатство традиционной культуры, способствует формированию осознанного чувства, основанного на понимании духовных ценностей, рождённых веками исторического пути любого народа.
Программа  разработана в соответствии с:
Конституцией РФ,
Конвенцией ООН о правах ребёнка, Федеральным законом «О образовании»
Уставом школы.
Сроки реализации программы:
Программа определяет основные направления основам военной службы  учащихся КГБОУ НПО ПУ№60.
Для достижения цели должны решаться следующие задачи:
Задачи работы по патриотическому воспитанию:
  • сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
  • вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
  • формирование банка организационно — методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания школы.
  • формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира,
  •  сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, школу, семью; ее выдающиеся достижения в области политики, экономики, науки, культуры, спорта;
  •  воспитание личности гражданина — патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов.
Содержание деятельности:      
При организации работы по основам военной службы  обучающихся руководствуемся в своей деятельности следующими принципами:
  • · последовательности
  • · поэтапности
Основные направления деятельности:
  • формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;
  • воспитание общечеловеческих охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;
  • воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;
  • формирование социально-активной позиции учащихся;
  • оказание помощи школьникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;
  • усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.
Заповеди, на основе которых строится  работа по патриотическому воспитанию обучающихся:
  1. Цени и оберегай свой край;
  2.  Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
  3. Дорожи историей своего народа;
  4. Свято относись к символике своей страны;
  5. Береги красоту своего края.
Координацию деятельности по реализации Программы осуществляет Совет по реализации Программы (далее именуемый Совет). Порядок выбора данного Совета определяется Уставом образовательного учреждения. В его состав могут входить участники образовательного процесса и иные лица, заинтересованные в организации и совершенствовании деятельности по патриотическому воспитанию.
Совет определяет содержание конкретных мероприятий по реализации Программы, организует их выполнение, обсуждает предложения, направленные на повышение эффективности в работе.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, обучающиеся и их родители.
Мероприятия по реализации Программы
Мероприятия Сроки Ответственные
1. Проведение  заседания Совета школы, педагогического совета и Совета по реализации Программы. сентябрь  Директор
2. Дискуссия: Патриотизм: знак вопроса.  8 октября Зам. директора по ВР, классные руководители, педагог-организатор ОБЖ
5. Организация праздника «Этих дней не смолкнет слава».Встреча с ветеранами ВОВ,

Посвященное 71-летию Сталинградской битве.

2 ноября Педагог-организатор ОБЖОрганизатор

Учащиеся

6. Экскурсии в районный музей 10 ноября Классный руководитель
7. Тематические классные часы “Государственные символы России”, “Обычаи и традиции моей страны”,“Этих дней не смолкнет слава” В течении года Педагог-организатор ОБЖ.
8. Спартакиада допризывной молодёжи 15 ноября Учитель физической культуры Педагог-организатор ОБЖ
9. Встреча с ветеранами, афганских и чеченских войн на спортплощадки.(стрельба из пневматической винтовки, волейбол.) 26 ноября Учитель физической Учитель физической культуры Педагог-организатор ОБЖ.
9. Строевой смотр   Учитель физической культуры Педагог-организатор ОБЖ.
9. Традиционные спортивные соревнования посвященные « дню защитника отечества» с допризывной молодежью и прошедших военную службу в ВС РФ  22 февраля Учитель физической культуры Педагог-организатор ОБЖ.
9. Весенний кросс посвященный «дню победы» 8 мая Учитель физической культуры Педагог-организатор ОБЖ.
9. Митинг у памятника 9 мая. 9 мая Организатор УВС.
9. Игра «зарница»  31 мая Учитель физической культуры Педагог-организатор ОБЖ.,
9.  Военно–полевые сборыУчащихся 10 классов Ширинского района. РХ. 4-8 июня Учитель физической культуры Педагог-организатор ОБЖ.,
           
 
Ожидаемые результаты.
В процессе реализации школьной программы по патриотическому воспитанию обучающихся у выпускников к моменту окончания  школы должны быть сформированы следующие качества личности:
  • · активная гражданская позиция;
  • · способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, города, Родины;
  • · чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
  • · духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
  • · способность к саморазвитию.
Повышение двигательные умений и навыки, связанных с основами военной службы. 
 
Приложение №5
 
Анкета на выявление уровня сформированности патриотизма и готовности к службе в ВС.
1. Считаете ли Вы верным: традиции положительно влияют на воспитание будущих защитников Отечества.
  а) да
  б) нет
  в) затрудняюсь ответить
2. Положительно ли Вы относитесь к службе в ВС РФ?
  а) да
  б) нет
  в) затрудняюсь ответить
3. Хотели бы Вы связать свою дальнейшую жизнь с военными профессиями?
  а) да
  б) нет
  в) затрудняюсь ответить
4. Считаете ли Вы нужным патриотичекоевоспитае в школьной программе ?   
  а) да
  б) нет
  в) затрудняюсь ответить
5. известны ли Вам традиции Армии и Флота? 
  а) да
  б) нет
  в) затрудняюсь ответить
6. Знаете ли Вы, в чем заключается воинский долг?
  а) да
  б) нет
  в) затрудняюсь ответить
7. Считаете ли Вы себя патриотом своей Родины?
  а) да
  б) нет
  в) затрудняюсь ответить
8. Готовы ли Вы в тяжелое для России время встать на защиту Отечества?
  а) да
  б) нет
  в) затрудняюсь ответить
 
Приложение №6
Тест-блок контроля полученных знаний по разделу “Основы военной службы”.
Дать определение воинского долга
 Дать определение воинской чести.
Назовите, охарактеризуйте и покажите значение качеств российского гражданина как защитника Отечества.
Назовите основные дни воинской славы, охарактеризуйте их роль в формировании важнейших качеств защитника Родины.
Обоснуйте значение дружбы и войского товарищества в обеспечении боеспособности и боевой способности частей и подразделений ВС РФ.
Назовите основные функции военнослужащего.
Назовите основные составные части понятия “патриотизм”.
Назовите основные обязанности, которые налагает выполнение воинского долга на военнослужащего в мирное время.
Назовите основное отличие дружбы от товарищества.
 Назовите отличительные особенности настоящего товарищества.
 Назовите, что предполагает ответственность в рамках товарищества.
 Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам и защищать ее от врагов — это:
а) патриотизм
б) героизм
в) воинский долг
13. Современная воинская деятельность может условно быть разделена на 3 основных вида:
а) боевая, учебно-боевая, повседневная.
б) в мирное время, в военное время, деятельность после военных действий.
в) учебная, строевая, боевая.
14. Боевые традиции — это:
а) определенные правила и требования к несению службы и выполнению боевого задания.
б) исторически сложившиеся в армии и на флоте, передающиеся из поколения в поколение, правила обычаи и нормы поведения военнослужащих.
в) специальные нормы, предъявляемые к психологическим и нравственным качествам военного в период в период прохождения военной службы.
15. Совершение выдающихся по своему значению действий и требующих от человека (воина) личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию, это:
а) героизм
б) мужество
в) воинская честь
16. Воинский коллектив — это:
а) воинское подразделение одного рода войск, обеспечивающее выполнение поставленного перед ними боевого задания
б) группа военнослужащих, объединенных совместным воинским трудом и общими интересами в военном деле.
в) подразделение военнослужащих, имеющих общие цели и задачи в мирное или военное время.
17. Перечислите основные боевые традиции ВС.
18. Что такое боевое знамя воинской части?
19. Чем является для военнослужащего боевое знамя воинской части?
20. Что такое дни воинской славы России?
21. Каково значение подвигов российского народа при защите своего Отечества?
22. Где находится боевое знамя части и как осуществляется его вынос к воинской части?
23. Что символизирует боевое знамя части, флаг корабля?
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение №7
План-конспект урока по теме «Патриотизм и верность воинскому долгу – основные качества защитника отечества»
Цель урока:
формирование патриотического сознания обучающихся через ознакомление с героическим прошлым русского народа.
Задачи урока:
Обучающая — рассмотреть важнейшие боевые традиции Вооруженных сил РФ. Изучить понятия «патриотизм», «воинский долг»
Развивающая — пробудить интерес к жизни и деятельности Вооруженных сил РФ. Развитие у обучающихся понимания личной ответственности за защиту Отечества.
Воспитывающая — воспитывать любовь к Родине, формировать чувство гордости за Вооруженные силы РФ и за свою страну.
Основные понятия: Отечество, честь, долг, воинский долг, патриотизм, подвиг.
Форма проведения урока: работа с гипертекстом, сочетающая в себе закрепление и объяснение материала. Помимо гипертекста, предлагается и другое упражнение-тест, которое позволит учащимся расширить понятие «патриотизм».
Раздаточный материал: упражнение 1 «Это подвиг?».
Объяснение материала.
Военнослужащий – это прежде всего гражданин Российской Федерации. Он обладает всеми правами и свободами человека и гражданина, предусмотренными Конституцией РФ.
Военнослужащий – защитник Отечества, и на него возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и защита Российской Федерации.
Военнослужащий должен быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать свою Родину, с честью выполнять свой воинский долг, стойко переносить трудности военной службы.
Для того чтобы в полной мере отвечать своему высокому предназначению, военнослужащий в первую очередь должен быть патриотом своего государства — Российской Федерации. Чувство патриотизма — основа духовных качеств российских воинов. Патриотизм олицетворяет любовь к своей Родине и ее народу, неразрывность с ее историей, культурой, достижениями. Патриотизм — это чувство гордости за успехи и победы своей Родины и горечи за ее неудачи и поражения.
Мы все дети одной Родины — России. Какие бы политические, экономические события ни происходили, как бы сложно и трудно нам не жилось в определенные отрезки времени, Россия остается нашей Родиной, землей наших предков, нашей культуры. Мы живем здесь и обязаны сделать все, чтобы наша страна была великой и процветающей.
Родина — это территория, географическое пространство, где человек родился, социальная и духовная среда, в которой он вырос и живет.
Отечество — понятие, близкое понятию Родины, но с более глубоким содержанием. Отечество — это не только прошлое,. Не только общность исторической судьбы, но прежде всего настоящее народа, проживающего на конкретной территории и имеющего свою государственность.
Наше государство — Российская Федерация — раскинулось на площади 17,4 млн. кв. км. и занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию.
Россия граничит с 18 государствами, омывается 12 морями (Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Каспийское, Черное) и тремя океанами (Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий). Общая протяженность границ России составляет 60 933 км, из них 14 510 км — сухопутных, 7 141 км — речных, 475 км — озерных и 38 807 км — морских.
Просторы страны пересекают крупнейшие реки: Обь (с Иртышом) — самая длинная и самая большая по площади бассейна; Енисей — самая полноводная; Волга — крупнейшая водно-транспортная магистраль. В стране имеется более 200 тысяч озер и самое глубокое в мире озеро — Байкал, которое содержит 1/5 части пресной воды всех водоемов мира.
Разнообразна и природа нашей страны — от арктической пустыни, тундры до степей, лесов и субтропиков.
Россия располагает значительными запасами полезных ископаемых, в ее недрах сосредоточены основные ресурсы минерального топлива бывшего СССР (свыше 70% разведанных запасов угля, свыше 80% запасов газа, 91% общих запасов торфа, большие запасы железных руд и др.).
По состоянию на 1 октября 2002 года население России составляло 147,2 млн человек. На территории России проживает более 120 национальностей и народностей, из них 82,5% — русские. Среди других национальностей, численность которых превышает 1 млн человек: татары — 5,5 млн, чуваши — 1,8 млн, башкиры — 1,3 млн, мордвины — 1,1 млн человек. 78% населения живут в ее европейской части, остальные — в Западной и Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
В состав Российской Федерации входят: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального подчинения (Москва и Санкт-Петербург), одна автономная область и 10 автономных округов.
Государственный язык нашей Родины — это русский язык, объединяющий всех нас в едином общем доме народов. Наша приверженность к нему предполагает уважение к языкам всех наций и народностей, объединенных российской границей. В РФ всем ее народам гарантируется право на сохранение родного языка и создание условий для его развития и изучения.
Родина — это все то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это все то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.
Патриотизм — духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.
Для военнослужащих патриотизм проявляется, прежде всего, в верности воинскому долгу.
Что вкладывается в понятие долга? Человек живет в обществе и не может быть независимым от него. Мы все взаимозависимы друг от друга, каждый вкладывает частицу своего труда в общее дело, а благами цивилизации пользуются все. Общество в свою очередь предъявляет к человеку определенные требования и обязывает его поступать и жить в соответствии с установившимися, проверенными веками нормами поведения. Часть норм поведения определена законами государства и другими правовыми документами. Другая часть остается в памяти народа и представляет собой общепринятые нормы морали и нравственности. Мораль (нравственность) — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т. п.
Правовые и моральные нормы тесно взаимосвязаны и определяют понятия долга и чести.
Долг есть нравственные понятия обязанности человека, выполняемые из побуждений совести. Совесть — есть выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно сформулировать для себя их выполнение и производить самооценку совершаемых поступков.
Высшим выражением дога в обществе выступает гражданский, патриотический долг перед Отечеством, который всегда связан с общественными интересами и потребностями людей. Осознание каждым человеком общественных обязанностей как своих личных, четкое их претворение в жизнь и есть выполнение его гражданского долга.
Воинский долг — нравственно-правовая норма поведения военнослужащего. Воинский долг представляет собой единство правового и нравственного требований общества. Суть его заключается в защите государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации и безопасности государства при отражении вооруженного нападения, а также выполнении задач в соответствии международными обязательствами страны.
В мирной жизни воинский долг обязывает каждого воина глубоко осознать личную ответственность за защиту Отечества, требует мастерского владения вверенным орудием и военной техникой, постоянного совершенствования своих морально-боевых и психологических качеств, высокой организованности и дисциплины.
История нашего Отечества знает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Главная отличительная черта русского воина заключалась в том, что любовь к Родине всегда была выше страха смерти.
Вот как об этом сказал дважды Герой Советского Союза, прославленный летчик И. С. Полбин: «118 раз я бомбил передний край противника, 118 вылетов — это 118 ураганов в сердце! 118 вылетов ненависти! 118 вылетов под вражеским огнем! 118 раз мы встречались со смертью, но сильнее смерти любовь к Родине!»
Патриотизм и верность воинскому долгу в первую очередь проявляются в глубоком осознании каждым военнослужащим личной ответственности за защиту Родины и необходимости добросовестно и честно ежедневно выполнять свои служебные обязанности. Верность защитников Отечества воинскому долгу выражается в постоянной морально-психологической и физической профессиональной подготовке к вооруженной его защите, готовности к преодолению любых трудностей при несении службы в условиях мирного и военного времени.
Без патриотизма и верности воинскому долгу нет защитника Отечества, а есть просто наемник, выполняющий свои обязанности за деньги, всегда готовый перейти туда, где больше заплатят.
Патриотизм и верность воинскому долгу – это те моральные и духовные качества воина, которые делают армию непобедимой.
Упражнение 1. «Это подвиг?»
Предложить учащимся письменно ответить на следующие вопросы:
  1. Приведите пример воинского подвига, совершенного русским, советским солдатом (2 — 3).
  2. Есть ли в обычной, мирной жизни место подвигу? Если да, то приведите примеры.
  3. Какая участь могла бы ждать Россию на разных этапах ее истории, не имей она талантливейших полководцев и мужественных солдат?
  4. В чем заключается воинский долг? Его выполнение это подвиг или обязанность военнослужащего?
Домашнее задание.
1. Внимательно прочитать § 2.1. учебника и ответить на вопросы в конце параграфа.
2. Узнать, у кого из учащихся дедушки, бабушки и другие родственники сражались с врагом в великой отечественной войне. Подготовиться к обсуждению на следующем уроке почему они воевали? Как они относятся к защите Отечества? Можно надеяться, что в ответах будут примеры, свидетельствующие о глубоком понимании старшими поколениями военной службы как не только тяжелого, опасного, но и необходимого труда, обеспечивающего выживание нации.
3. Составить кроссворд на тему «Русская армия».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение №8
План-конспект урока по теме «Памяти поколений – дни воинской славы России»
Цель урока: Расширить и закрепить понятие патриотизма и его глубокие исторические корни. Учащиеся должны уяснить, что быть патриотом без хорошего знания истории России, без анализа поведения ее народа по защите Отечества, без воспитания в себе духовных качеств невозможны. Кризисы и различные неурядицы преходящи. Родина одна, и любовь к ней неиссякаема.
Основные понятия: Отечество, патриотизм, подвиг, дни воинской славы, формы увековечения памяти.
Форма проведения урока: работа с гипертекстом, сочетающая в себе закрепление и объяснение материала. Помимо гипертекста, предлагается и другое упражнение – решение кроссворда, которое позволит учащимся расширить понятие «патриотизм».
Раздаточный материал: кроссворды, составленные учениками, на тему «Русская армия».
Объяснение материала.
В истории нашей страны были победы и поражения, но сильная духом своего народа, беззаветной преданностью и самоотверженностью воинов, с оружием в руках отстаивавших веру, честь и независимость государства, в решающих битвах за независимость России всегда побеждала.
Победы русского оружия над врагами Отечества в России всегда отмечались, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков. Русской Православной Церковью были установлены специальные «викториальные дни» (Виктория — в римской мифологии богиня победы). Это были дни, когда русское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников, а служилые люди глубже ощущали свою сопричастность к славным делам наших предков.
Возрождая одну из лучших традиций, 10 февраля 1995 года Государственная Дума РФ приняла закон «О днях воинской славы (победных днях) России», который 13 марта того же года был подписан Президентом РФ. В список праздников вошла часть «викториальных дней» и наиболее выдающиеся события военной истории России — Советского Союза. В законе «О днях воинской славы (победных днях) России» указано, что во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Далее в законе указано, что днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.
Законом установлены 15 дней воинской славы России. Коротко вспомним о каждом из них, мысленно заглянем в глубину истории нашей страны в установленной законом хронологии, чтобы получить представление о воинской славе России, о духовном неиссякаемом источнике патриотизма русского народа.
18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 г.).
Ледовое побоище — сражение на льду Чудского озера 5 апреля 1242 г. между русскими войсками во главе с Александром Невским и немецкими рыцарями-крестоносцами, завершившееся полным разгромом захватчиков. Ледовое побоище — одно из выдающихся сражений средневековья. Русское войско превзошло противника в воинской организации и тактике боя, проявило высокую доблесть и мужество. Победа сорвала агрессивные планы крестоносцев на многие годы обезопасила западные границы Руси.
21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 г.).
Куликовская битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и монголо-татарским войском под началом Мамая произошла 8 сентября 1380 г. Она завершилась разгромом монголо-татарского войска. После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович стал называться Донским.
Куликовская битва положила начало освобождению Руси от монголо-татарского ига.
7 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 г.).
10 июня – День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709 г.).
Русская армия под командованием Петра I разгромила шведскую армию Карла XII. Полтавское сражение привело к перелому в Северной войне в пользу России.
9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра I над шведами у м.Гангут (1714 г.).
Во время Северной войны (1700 – 1721 гг.) около мыса Гангута (русское название полуострова Ханко в Финляндии) авангард русского галерного флота под командованием Петра I разгромил шведскую эскадру контр-адмирала Н.Эреншельда и захватил 10 вражеских кораблей. Так была одержана первая в истории русского флота крупная морская победа. Эту победу Петр I назвал «второй Полтавой».
24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова.
Падение Измаила вынудило Турцию начать переговоры с Россией о мире.
11 сентября – День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 г.).
Победа у Тендры в кампании 1790 г. обеспечила прочное господство русского флота на Черном море.
8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французкой армией (1812 г.).
Бородинская битва была одним из крупнейших сражений своего времени. Войска Наполеона насчитывали 135 тыс. человек и 580 орудий, у Кутузова было более 120 тыс. человек и 620 орудий.
1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.).
23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 г.) – День защитников Отечества.
5 декабря – День начала контрнаступления советских войск в битве под Москвой (1941 г.).
Битва за Москву в Великой Отечественной войне началась 30 сентября 1941 г. Основные усилия немецко-фашистских войск были направлены на захват столицы СССР – Москвы.
Победа Красной Армии под Москвой имела крупное международное значение и способствовала укреплению антигитлеровской коалиции.
2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.).
Сталинградское сражение – самое крупное сражение второй мировой войны. Оно началось 17 июля 1942 г. 23 августа немецкие танки вошли в Сталинград. Бои в самом городе продолжались более 2 месяцев. 19 ноября Красная Армия начала успешное наступление на флангах немецкой группировки войск. 23 ноября кольцо окружения немецких войск под Сталинградом было замкнуто. В течении января 1943 г. окруженные немецкие войска были разгромлены. 31 января сдались в плен генерал-фельдмаршал Паулюс со своим штабом. 2 февраля сопротивление немцев прекратилось.
В ходе операции были разгромлены 22 дивизии 160 отдельных частей противника. В плену оказались 91 тыс. человек, в том числе более 2500 офицеров и 24 генерала во главе с фельдмаршалом Паулюсом.
23 августа – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.).
27 января – День снятия блокады города Ленинграда (1944 г.).
В январе 1944 г. в результате успешных действий советских войск Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов была разгромлена группировка немецких армий «Север», блокировавшая Ленинград. Вокруг Ленинграда протяженностью более 200 км. (таков периметр блокадного кольца) в честь его героических защитников создан пояс Славы, сооружено множество памятников, высажены тысячи деревьев.
9 мая – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.
Великая Отечественная война и ее основные этапы.
Первый период войны — 22 июня 1941 г. — 18 ноября 1942 г.
22 июня 1941 г. немецкие войска вероломно вторглись на территорию СССР на всем протяжении ее западной границы. Символом стойкости российского воина в первую неделю войны стала оборона Брестской крепости. Несмотря на упорное сопротивление Красной Армии, противник поначалу имел значительные успехи. Было потеряно две трети европейской территории страны. В конце сентября началась битва под Москвой, ставшая одним из важнейших событий Великой Отечественной войны. Она завершилась поражением вермахта.
Летом 1942 г. вермахт организовал крупное наступление на юге с целью захвата бассейна Волги, угленосных и нефтеносных районов страны. Осенью 1942 г. советские войска остановили немецкие войска в районе Сталинграда и в предгорьях Кавказа.
Второй период войны — 19 ноября 1942 г. — конец 1943 г.
Он ознаменован коренным переломом в ходе Великой Отечественной войны. 19 ноября 1942 года началось контрнаступление Красной Армии под Сталинградом. Битва на Волге явилась решающим этапом в достижении коренного перелома в войне.
Летом 1943 года немецкое командование предприняло крупное наступление в районе Курского выступа. Разгром немецких войск в Курском сражении (июнь-август 1943 г.) завершил коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.
Третий период войны — январь 1944 г. — 9 мая 1945 г.
Он включает изгнание немецких войск за пределы СССР, освобождение от оккупации стран Европы, полный крах Германии и ее безоговорочную капитуляцию.
16 апреля 1945 года началась Берлинская операция, в ходе которой советские войска окружили и разгромили крупную группировку противника и 2 мая 1945 года овладели столицей Германии — Берлином.
8 мая 1945 года в Карлхорсте (пригород Берлина) был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии.
«Мы, представители Верховного Главнокомандования Советских Вооруженных Сил и Верховного Командования Союзных войск, уполномочены правительствами антигитлеровской коалиции принять безоговорочную капитуляцию Германии от немецкого военного командования», — так сказал маршал Г. К. Жуков, открывая это историческое заседание в Карлхорсте в здании бывшей столовой военно-инженерного училища 8 мая в 24 часа.
В 0 часов 43 минуты 9 мая 1945 года процедура подписания Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил осуществилась. Так закончилась Великая Отечественная война.
24 июня 1945 года на Красной площади в Москве состоялся Парад Победы.
Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, являются:
Создание и сохранение мемориальных музеев, установление и благоустройство памятников, обелисков, стел, других мемориальных сооружений и объектов, организация выставок;
Сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов.
Могут осуществляться и другие мероприятия по увековечению памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, в том числе связанных с днями воинской славы России.
Принимая участие в таких мероприятиях, каждый гражданин России устанавливает незримую связь поколений, приобщается к духовным ценностям российского народа. Изучение истории подвигов народов России во имя защиты Родины, участие в увековечении событий и памяти героев защиты Отечества есть основное направление в деле патриотического воспитания, подготовки достойного гражданина России, гордящегося своей историей, своим народом и его героическими делами во славу России.
Упражнение 1. Решение кроссвордов.
Собрать составленные учащимися дома кроссворды на тему «Русская армия» и перераспределить их для решения. Время задания 10 минут.
Домашнее задание.
1. Внимательно прочитать § 2.2. учебника и ответить на вопросы в конце параграфа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение №9
Положение о проведении мероприятий по основам военной службы.
1. Дискуссия для старшеклассников.
 Патриотизм: знак вопроса.
 Цель:
Воспитание чувства патриотизма, долга перед родиной и перед своей семьей , воспитание нравственности учащихся, ответственности за свои поступки. Развитие устной монологической речи учащихся.  Закрепление на практике правил устного выступления перед аудиторией.
Подготовка к дискуссии:
—  Составить вопросы для обсуждения.
—  Провести анкетирование.
—  Подобрать цитаты по теме.
—  Оформить зал.
—  Музыкальное сопровождение.
—  Выступления по вопросам.
— Написать сочинение «С чего начинается Родина?»
Цитаты:
«Я на все решусь, чтобы только еще иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую ее благосостоянию».
(П. И. Багратион.)
«Главнейшими причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы: патриотизм народа, мужество наших армий и искусство наших полководцев…»
(Н. Г. Чернышевский.)
Я не смею думать, чтобы у нас в России было немного патриотов; но мне кажется, что мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве. А смирение в политике вредно. Кто самого себя не уважает, того без сомнения, и другие уважать не будут. Не говорю, чтобы любовь к Отечеству должна ослеплять нас и уверять, что мы во всем  лучшие; но русский должен по крайней мере знать себе цену свою».
(Н. М. Карамзин.)
«Для граждан России особенно важны моральные устои. Именно они составляют стержень патриотизма, без этого России пришлось бы забыть о национальном суверенитете».
(В. В. Путин, президент Российской Федерации.)
 «Духовно-нравственное воспитание есть путь преображения общества, избавление его от зла. Такое воспитание вырабатывает твердость характеров, чистоту нравов, благородство во взаимных отношениях, добросовестность во всем.»
(В. И. Матвиенко, заместитель председателя правительства РФ.)
 «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, —  спроси, что ты можешь сделать для своей родины».
(Дж. Кеннеди.)
 Ход дискуссии
1. Вступительное слово ведущего
Уважаемые старшеклассники! Сегодня мы проводим дискуссию «Патриотизм: знак вопроса». Вопрос не в том, нужен или не нужен нам патриотизм. Любая страна рассыплется в прах, если ее граждан не объединяет привязанность к земле, на которой они живут, желание сделать жизнь на этой земле лучше.
Мы привыкли гордиться ратными подвигами нашего народа, но победы в войнах не всегда делают страну богатой и счастливой.
Мы справедливо гордимся нашей культурой, но почему-то она  не защитила нас от пьянства и наркомании, не избавила нас от хамства и грубости, пошлости и безнравственности.
Возможно, основания для нашего патриотизма лежат не столько в истории, сколько в сегодняшнем уважении к себе как к свободным, творческим и полным созидательной энергии людям.
Вопросы для обсуждения:
1.СчегоначинаетсяРодина.
—  Как вы понимаете слова «родина», «патриотизм»?
—  Считаете ли себя патриотом? Почему?
—  Какие поступки надо совершить, чтобы их назвали патриотическими?
—  Готовы ли вы посвятить свою жизнь процветанию Родины?
—  Хотели бы вы уехать из России?
Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимает семья, работа, служение Отечеству. Родина мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги, природа – такие простые, теплые человеческие ценности становятся основой настоящей любви к родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при  каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце. Помните песню в исполнении Марка Бернеса?
С чего начинается Родина?
С картинки в твоем букваре.
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А, может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
(Выступления учащихся).
2.Гордитесьливысвоейстраной?
В последнее время стало модным ругать недавнее прошлое нашей страны, кричать о покаянии. Мне кажется, что ругать свою историю – это все равно, что предавать анафеме своих родителей. Я люблю свою страну такой, какая она есть, с достижениями и поражениями, но я хочу, чтобы  она была  лучше, чтобы люди были счастливы, чтобы не было насилия, зла. Тем не менее, я горжусь своей Родиной, знаменитыми учеными, писателями, художниками, артистами.
                   (Выступления учащихся).
3.Считаетеливысебяистиннорусскимчеловеком?
Как различаете понятия «русский» и «россиянин»?
Как относитесь к чистоте русской речи?
Гордитесь ли тем, что живете в России?
Что такое национализм?
                   (Выступления учащихся)
4.Связываетеливы патриотическийдолгсвоинскойслужбой?
Нужны  ли стране профессиональные военные?
Кто из вас хочет поступить в военные училища?
Престижна ли профессия офицера?
Вы за или против службы в армии?
         Еще в древних Афинах человек, не прошедший воинской службы, не мог стать полноправным гражданином.
         В Советском Союзе служба в рядах нашей армии считалась почетной обязанностью каждого молодого человека. В военные училища, которые давали отличную не только военную, политическую, но и инженерную подготовку, стремились многие. Профессия  офицера  была престижной.
         В настоящее время в российской армии много острых вопросов: низкая зарплата, проблемы с жильем, из-за военных действий в Чечне почти срываются призывные компании, оборонная промышленность недостаточно финансируется, из-за этого русская армия недостаточно оснащена современной военной техникой, тем не менее, за границу продаются самые лучшие образцы нашего оружия. А ведь еще Наполеон говорил, что народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить армию чужую.
                   (Выступления учащихся)
5.КтотакойпатриотсовременнойРоссии?
— С чего и когда нужно начинать патриотическое воспитание?
— Нужно ли патриотическое воспитание в школе?
— Необходимо ли формирование личности самостоятельного человека?
— Нужно ли нести ответственность  за себя, своих друзей, как относитесь к взаимовыручке?
                   (Выступления учащихся).
Вывод.
Кто такой патриот современной России? Кто любит свою Родину не на словах, а на деле?
Тот, кто любит бриться наголо, носить униформу и ходить строем, кричать всем, что он – патриот; или тот, кто считает службу в российской армии своим долгом; или тот, кто стремится получить хорошее образование, освоить нужную профессию, завести семью, обустроить собственный быт?
Мне хочется привести в пример  слова выдающегося русского мыслителя ХХ столетия Ивана Александровича Ильина: «Ныне весь мир стоит на великом распутье: и духовно, и политически, и социально. И кто хочет жить старыми, отжившими трафаретами, тот не   имеет ничего сказать миру. Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души. Нет больше былой России. Будет новая Россия. По-прежнему Россия, не прежняя. Ее дух жив и будет жить!
Россия спасется творчеством – обновленной религиозной верой, новым пониманием человека, новым политическим  строительством, новыми социальными идеями».
Послушайте в заключение стихотворение Ольги Фокиной:
Храни огонь родного очага
И не  позарься на огни чужие –
Таким законом наши предки жили
И завещали нам через века:
Храни огонь родного очага!
Лелей лоскут отеческой земли
Как не болотист, как ни каменист он,
Не потянись за черноземом чистым,
Что до тебя другие обрели.
Лелей лоскут отеческой земли!
И если враг задумает отнять
Твоим трудом взлелеянное поле,
Не по страничке, что учился в школе,
Ты будешь знать, за что тебе стоять.
Ты будешь знать, за что тебе стоять!
2.СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«Этих дней не смолкнет слава».
1.Песня «По высокой траве» исполняет Трушин Саша.
 2. ВЕДУЩИЙ:  Здравствуйте дорогие ветераны, учителя, ребята. Сегодня мы проводим вечер-встречу разных поколений.
Сначала перелистаем военные страницы истории российского государства.
Наши корреспонденты возьмут интервью у ветеранов.
Учащиеся средних и старших классов померяются  силами в интеллектуально-спортивном турнире.
И в завершении – коллективное фото на память.
Итак, мы начинаем.
3.Стихотворение Э.Асадова «Россия начиналась не с меча…»
4. ВЕДУЩИЙ:   Стократ прав поэт Эдуард Асадов, написавший: «Россия начиналась не с меча,// Она с косы и плуга начиналась». Но вся наша российская история – дорога тяжелых испытаний, многочисленных кровавых сражений и битв. И это, наверное, потому, что наш трудолюбивый, талантливый, добрый душой  и сердцем, гордый народ никогда не позволял никаким чужеземцам-завоевателям помыкать его свободой, достоинством и честью, а в трудную годину шел на помощь попавшему в беду соседу.
С древнейших времен русичи славятся горячей любовью к земле и традициям своих предков, ратными подвигами, поразительной стойкостью и упорством, героизмом и доблестью в защите Отечества. Уверенность в себе, спокойствие и стойкость. Непоколебимость духа русского воинства вынуждены были признавать и отмечать многие наши недруги.
В битве при Прейсши-Эйлау 27 января 1807 года, когда русские гренадеры ринулись вперед, то сам Наполеон Бонапарт, глядя на русских, не смог удержаться от восхищения и воскликнул: «Какая отвага».
С давних пор русские удивляли мир способностью воевать не числом, а уменьем. Особенно этим даром прославился Александр Васильевич Суворов. Он провел около 30 крупных военных операций и все выиграл.
С зарождением регулярной русской армии для  командира стало благородной традицией быть личным примером для подчиненных, проявляя выдержку, стойкость, отвагу и решительность. А солдат российский в бою не подводил. И не случайно первый рейс-канцлер Германии Отто Бисмарк, высоко оценивая стойкость и героизм русского воинства, завещал своим потомкам не срамиться «и никогда не ходить войной на Россию». Он же  говорил: «Россию ждет великое будущее, а народ уже велик сам по себе». Такими оценками врага можно только гордиться. И они не преувеличены. Вспомните историю. Не прислушались немцы к мудрым советам Бисмарка и были не раз крепко побиты.
 «Ляжем костьми, но не посрамим земли Русской!» — с этими словами, как со святой молитвой и верой, шли на врага наши предки на озере Чудском и на поле Куликовом, под Полтавой и на Бородино, под Москвой и Сталинградом, на Курской огненной дуге, с ними штурмовали гитлеровское логово – фашистский рейхстаг. И побеждали!
5. Песня «Прощайте скалистые горы».
  1. 6.               ВЕДУЩИЙ:  Сегодня патриоты России нужны не меньше, чем в годы войны. Сегодня тоже идет бой – бой за будущее страны, за будущее живущих в ней людей. Каким оно будет, зависит от тех, кто юн, кому предстоит во многом разобраться, все понять и взвесить, чтобы стать достойным сыном Отечества.
  2. 7.               Песня «Мы  уходим».
  3. 8.               ВЕДУЩИЙ:  Перелистав военные страницы истории нашего государства, хотелось бы обратиться к людям, без которых, быть может, и не было бы сегодняшнего дня, — к нашим  ветеранам.
  4. 9.               ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ «Как живешь, ветеран?»
ВЕДУЩИЙ:  В нашей пресс-конференции принимает участие корреспондент школьного актива Ефтифеева Анастасия и ветераны села Джирим. Слово Насте.
ВОПРОСЫ  КОРРЕСПОНДЕНТА: 
— Мы, представители молодого поколения, знаем о войне только из книг, кинофильмов да по воспоминаниям бабушек и дедушек. Много пришлось пережить русским людям за годы Великой Отечественной войны. Победа ковалась не только на фронте, но и в  тылу.
                            Да разве об этом расскажешь,
                            В какие ты годы жила.
                            Какая безмерная тяжесть
                            На женские плечи легла.
     Вот они, наши ветераны, труженики тыла.
-Скажите, сколько Вам было лет, когда началась Великая Отечественная война?
— А что ощущали Вы, когда фашистская Германия вероломно напала на нашу страну?
— Расскажите, чем Вам запомнились годы войны?
— Как коснулась война вашей семьи?
— У вас на доме висят звездочки. Скажите, а что они обозначают?
— Скажите, а какие песни вы пели во время войны?(ответы ветеранов).
-Исполните, пожалуйста, одну из них. (Пеня «Катюша»).
— А какие песни вашей молодости вам больше всего запомнились?(Ответы ветеранов). Пусть одна из них прозвучит сейчас .(Песня ветеранов).
  1. 10.          ВЕДУЩИЙ:  Большое спасибо ветеранам. Мы вместе с ними как бы перенеслись в героическое прошлое нашей страны. А теперь, дорогие друзья, я предлагаю вам проверить ваши знания по истории Отечества в нашем интеллектуально-спортивном турнире. Давайте разделимся на две команды. Каждая команда выберет себе название. За каждый правильный ответ в предложенных заданиях вам будут начисляться баллы. В конце викторины жюри подведет итоги и наградит победителей.
  Представляем наше жюри:
1                       конкурс «Солдатушки – браво ребятушки».
Каждая команда должна дать как можно больше ответов на вопрос «Без чего солдат не солдат?»  Максимальная оценка задания- 5 баллов.
2                       конкурс «Полководцы».
Каждая команда получает список фамилий. Необходимо за 1 минуту отметить фамилии полководцев, военачальников. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный – минус 1 балл.
3                       конкурс «Этих дней не смолкнет слава».
Это задание пройдет в виде аукциона. Первоначальная цена каждого вопроса – 1 балл.
     Вопросы:
1)                    Какой храм был воздвигнут  в память освобождения Москвы от поляков в 1612 году на деньги князя Дмитрия Пожарского? (Казанский собор в Москве).
2)                    Накануне какого сражения Петр I обратился к воинам со словами: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, мне врученное!»(Накануне Полтавской битвы).
3)                    Это здание было заложено на берегу Москва-реки в 1839 г. Оно строилось в память избавления России от нашествия Наполеона. В здании было установлено 177 огромных мраморных досок с именами убитых и раненых офицеров. Постройка была завершена в 1883 г. О каком здании идет речь?(О храме Христа Спасителя).
4)                    Судьбу какого города самоуверенно пророчил  Гитлер: «Через несколько недель мы будем здесь. Я сотру этот чертов город с лица земли, а на его месте заложу искусственное озеро. Само название исчезнет навсегда»?(Это г. Москва).
5)                    О каком сражении писал в дневнике отчаявшийся немецкий солдат: «Нам надо пройти до Волги еще только один километр, но мы его никак не можем пройти. Мы ведем борьбу за этот километр дольше, чем войну за всю Францию, но русские стоят, как каменные глыбы»?(О Сталинградской битве).
6)                    О каком городе идет речь в документе немецкого Генерального штаба: «Этот город мы сравняем с землей и передадим этот район Финляндии»?(О Ленинграде).
4                       конкурс. Конкурс капитанов «Шифровка».
5                       Капитан каждой команды с помощью ключа должен расшифровать шифрограмму. Быстро и правильно выполненное задание оценивается в 4 балла.
6                       конкурс «Имена, высеченные на камне».
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Вопросы
1)                         Кому на Красной площади поставлен памятник от имени благодарной России? (Гражданину Минину и Князю Пожарскому, инициаторам создания Второго ополчения 1611-1612 гг. во время польско-шведской интервенции).
2)                         О ком сказала Екатерина II: «Вы знаете, что я без очереди не провожу в чины. Но Вы сами произвели себя в фельдмаршалы»?(Об А.В.Суворове; после штурма предместья Варшавы).
3)                         Император Александр I  писал о нем: «Благодарное Отечество не забудет  никогда заслуг его. Европа и весь свет не перестанут ему удивляться и внесут его в число знаменитейших полководцев». О ком идет речь?(О М.И.Кутузове).
4)                         Американский исследователь Майк Кайдне писал о нем: «Он нанес немцам больше потерь, чем любой другой военачальник или их группа во Второй мировой войне. В каждой битве он командовал более чем миллионом людей. Немцы были более чем знакомы с его именем, ибо перед ними был военный гений». О ком идет речь? (О Г.К.Жукове).
5)                         Кто и в каком сражении разбил большой отряд крестоносцев, наступавших тупым клином – «свиньей»? (Александр Невский, битва на Чудском озере).
6)                         Кто возглавил отряд из 28 пехотинцев, отбросивших танки врага в  декабре 1941 г. от Москвы? (Генерал Панфилов).
7                       конкурс  «Кроссворд». Командам предлагаем отгадать кроссворд.
7 и 8 конкурсы – спортивные.
11. ВЕДУЩИЙ: Быть патриотом Отечества, послужить ему достойно верой и правдой, а если потребуется и самой жизнью – считалось великой честью для гражданина России во все времена. Хотим сказать большое спасибо ветеранам, а ребятам пожелать быть истинными патриотами своей Родины. И в память о нашей  встрече  хотим  вручить подарки ветеранам.
3. Военно- патриотические сборы
Структура сборов.
I. Для организованного проведения сборов создаются учебные взвода по 20-25 человек.
Управление сборами:
Начальник сборов.
Начальник штаба военно-полевых сборов.
Заместитель начальника сборов по воспитательной работе.
Заместитель начальника сборов по тылу.
Командиры взводов.
Физорг сборов.
Взвод состоит из управления взвода и трех отделений по 6-8 человек. В управление взвода входит командир взвода (учитель ОБЖ) и его заместитель (сержанты запаса вооруженных сил России).
Командир отделения назначается из учащихся.
II. Обязанности должностных лиц сборов.
       Начальник сборов руководит подготовкой проведением сборов. Он отвечает за своевременную разработку планирующих документов, материальное обеспечение сборов и подготовку должностных лиц к их проведению; организацию и состояние учебной и воспитательной работы, дисциплину, морально- психологическое состояние участников сборов, организацию питания. Состояние здоровья    учащихся, соблюдение мер безопасности и поддержание общественного порядка на территории сборов.
       Начальник штаба сборов разрабатывает план подготовки и проведения сборов, организационно-методические указания, расписание занятий, инструкции по технике безопасности, распорядок дня, определяет порядок использования учебно-материально базы, организует и проводит методические занятия с преподавателями ОБЖ, контролирует выполнение программы, расписание занятий.
Заместитель начальника сборов по воспитательной работе несет ответственность за организацию и ведение патриотического воспитания учащихся, их дисциплину и морально-психологическое состояние.
       Ведет патриотическую и культурно-просветительскую работу среди юношей, заботится о их здоровье и питании.
Заместитель начальника сборов по тылу отвечает за материальное обеспечение сборов и охрану окружающей среды. Он организует питание, медицинское обеспечение.
       Командир взвода отвечает за здоровье учащихся, их воспитание, морально-психическое состояние, выполнение установленного распорядка дня. Командир взвода обязан : знать фамилию, имя, год рождения каждого юноши, их деловые качества, проводить с ними воспитательную работу, вести именной список взвода, заботиться о подчиненных, вникать в их нужды, требовать и строго следить за соблюдением дисциплины, его внешним видом, выполнением правил ношения установленной формы одежды, выполнение требований безопасности на сборах, принимать меры к сохранению имущества взвода. Проводить плановые занятия со взводом.
        Командир отделения является непосредственным начальником для всего личного состава отделения и подчиняется командиру взвода и его заместителю. Он отвечает за своевременное прибытие на занятия, дисциплину, внешний вид. Командир отделения ведет список отделения, следит за распорядком дня и внутренним порядком в отделении, постоянно должен знать где находятся и чем заняты его подчиненные.
III. Методика.
        Сборы проводятся по 40 часовой программе из расчета 8 учебных часов в день при продолжительности учебного часа 45 минут.
Обязательный минимум уровня подготовки учащихся по предметам обучения на сборах.
        По тактической подготовке : знать обязанности солдата в бою, уметь передвигаться на поле боя различными способами, действовать в наступлении, выбирать место для стрельбы и наблюдения, отрывать одиночный окоп и маскировать его.
       По огневой подготовке: знать меры безопасности при обращении с оружием и выполнении учебных стрельб из автомата; уметь изготавливаться для стрельбы лежа и прицеливать, получить практику в разборке и сборке после неполной разборки автомата, выполнение начального упражнения стрельб из стрелкового оружия, метании ручных осколочных гранат.
       По радиационной , химической и биологической защите: уметь действовать средствах защиты на зараженной местности, проводить специальную обработку.
По общевойсковым уставам ВС РФ: знать общие обязанности военнослужащих, их права и ответственность, ознакомиться с размещением военнослужащих, распределением времени и повседневным порядком, организацией суточного наряда и караульной службы.
       По строевой подготовке: знать обязанности военнослужащего перед построением и в строю. Уметь отдавать воинское приветствие без оружия на месте и в движении, подходить к начальнику и отходить от него, действовать в составе отделения и взвода.
      По физической подготовке: уметь выполнять комплексы упражнений физической зарядки, получить практику в преодолении полосы препятствий, совершении марш -броска. Ведении борьбы с противником в рукопашном бою.
      По медицинской подготовке: получить практику в оказании само и взаимопомощи при ранениях в бою, выносе раненых с поля боя.
      По результатам сборов юношам выставляются оценки.
От сборов освобождаются юноши предоставившие медицинские справки.
Годовая оценка по ОБЖ выставляется на основании оценок, полученных на сборах.