Рабочая программа курса «Основы безопасного поведения в природе» 6 класс

Рабочая программа курса «Основы безопасного поведения в природе» 6 класс
5 (100%) 11 votes

Пояснительная записка

                Рабочая программа курса  «Основы безопасного поведения в природе» (ОБПП) для учащихся  6 класса (скачать)  составлена на основе:

1) Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и НРФ  от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),

2) Примерной учебной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы, серия «Стандарты второго поколения»), утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.

Рабочая программа курса «Основы безопасного поведения в природе»  для учащихся  6 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности до 2020 г., федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1 (с учётом внесения изменений  Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83),  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности:

  • ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года;
  • ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года;
  • ФЗ № 7 «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года;
  • ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;
  • ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;
  • ФЗ № 3 «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года;
  • ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года;
  • ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года;
  • ФЗ № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года;
  • ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года;
  • ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года и др.

При разработке программы курса учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования. Рабочая программа курса «Основы безопасного поведения в природе» для учащихся 6 класса разрабатывалась на основе авторской комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова (авторы: А.Т. Смирнов и Б.О. Хренников, Москва, «Просвещение», 2011 г.). Смирнов А.Т. и Хренников Б.О. – авторы учебника для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс», рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации (г. Москва, «Просвещение», 2012 г). Комплексная программа и соответствующий  учебник являются основой УМК в работе учителя ОБЖ, согласно настоящей рабочей программы.

При разработке содержания данной рабочей учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

— учет основных закономерностей развития теории безопасности;

— интегративность (проблематика курса «Основы безопасного поведения» охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

— направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания рабочей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности как непрерывность обучения и постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим школьным предметам.

Цели изучения ОБП в 5 классе призваны способствовать:

— повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;

— снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

— формированию антитеррористического поведения;

— формированию отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

— обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение целей обеспечивается решением учебных задач:

— формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

— формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению;

— формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества:

— выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

— формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать верные решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Программа состоит из следующих разделов:

  • общая характеристика учебного предмета,
  • описание места учебного предмета в учебном плане,
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,
  • содержание учебного предмета,
  • тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся,
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса,
  • планируемые результаты изучения учебного предмета
  • список использованных источников.

 

Общая характеристика  учебного предмета

В основу проектирования структуры и содержания программы курса ОБПП для учащихся  6-х  классов принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения. Модульное обучение обеспечивает гибкость, приспособление его к индивидуальным потребностям учащегося, уровню его базовой подготовки. Модульная система позволяет более рационально распределить учебный материал.

 

Описание места учебного курса в учебном плане

По программе, допущенной Министерством образования Российской Федерации на преподавание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 6-х классах отводится 35 часов.

На основании письма  Министерства образования и науки Красноярского края от 17.08.2012 № 6000/и с рекомендациями по  изменению  рабочих программ учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», в раздел «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» добавлен один час по теме «Методы развития позитивного отношения», поэтому добавленная тема будет объединена с темой «Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека» в один урок.

Данное тематическое планирование по программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предполагает классно-урочную и лекционную систему проведения занятий.

Для обеспечения высокой результативности урока используются различные формы организации учебного труда учащихся – фронтальный, групповой, индивидуальный.

   Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовки по другим основным образовательным программам.

Модульный принцип позволяет:

— эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в МБОУ СОШ №6с учетом региональных, реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики курса ОБПП;

— структурировать содержание рабочей программы.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Первый модуль содержит два раздела и пять тем, а второй модуль – два раздела и три темы.  При этом количество тем установлено в соответствии с потребностью нашего региона в объеме определенного учебного времени.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.

Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Модуль II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Основной технологией обучения согласно настоящей рабочей программе является технология модульного обучения. В рабочей программе курса «Основы безопасного поведения в природе» для учащихся 6 класса также предусмотрено использование следующих технологий обучения:

  1. Технология проблемного обучения (сущность — последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания).
  2. Концентрированное обучение (сущность — глубокое изучение материала за счет объединения занятий в блоки).
  3. Развивающее обучение (сущность — ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию).
  4. Дифференцированное обучение (сущность — усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)).
  5. Игровое обучение (сущность — самостоятельная познавательная деятельность учащегося, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации).
  6. Обучение развитию критического мышления (сущность — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения).

Описание места учебного предмета в учебном плане

  Авторская программа предполагает изучение курса в течение 35 часов, в том числе 6 нестандартных уроков. Уровень обучения – базовый.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД) на основе рабочей программы курса ОБПП учащихся 6 класса предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и  познавательных универсальных учебных действий.

 

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностными результатами обучения являются:

— развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от всех видов угроз;

— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

 

Метапредметными результатами обучения являются:

— овладение умениями формировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

— овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

— формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях;

— приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

— развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

— освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения являются:

  1. В познавательной сфере:

— знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

— умения предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

— умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

— умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

  1. В коммуникативной сфере:

— умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

  1. В эстетической сфере:

— умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его.

  1. В трудовой сфере:

— знание устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

— умения оказывать первую медицинскую помощь.

  1. В сфере физической культуры:

— Формирование установки на здоровый образ жизни;

— Развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые физические и умственные нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Рабочая программа позволяет через содержание реализовать основные требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам. Содержание программы даёт возможность организовать учебный процесс с ориентацией на формирование универсальных учебных действий при активном использовании различных учебных ситуаций и различных видов учебной деятельности обучающихся.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание при развитии универсальных учебных действий (УУД) должно уделяться становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.

В результате изучения рабочей программы курса ОБПП, а также в ходе внеурочной деятельности у учащихся основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Среди технологий, методов и приемов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определенных УУД. Они могут быть построены как на предметном содержании, так и носить надпредметный характер.

Содержание учебного предмета

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Глава 1. Подготовка к активному отдыху на природе

Природа и человек. Общение с живой природой – естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.

Определение необходимого снаряжения для похода.

Глава 2. Активный отдых на природе и безопасность

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов, движение по склонам, преодоление водных препятствий.

Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.

Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.

Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедном походе.

Глава 3. Дальний и международный туризм, меры безопасности

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и международном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация в условиях жаркого климата.

Акклиматизация в горной местности.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видами транспорта.

Глава 4. Обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономии.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.

Глава 5. Опасные ситуации в природных условиях                                                           

Опасные погодные условия и способы защиты от них.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи.

Глава 6. Первая помощь при неотложных состояниях

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.

Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

Глава 7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие

Здоровый образ жизни и профилактика утомления. Компьютер и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.

Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

по основам безопасного поведения в природе

Наименование разделов и тем Разбивка часов по типу учебной деятельности Всего
Теория Нестандарт-ные уроки
  1.  
Подготовка к активному отдыху на природе 5 1 6
  1.  
Активный отдых на природе и безопасность 4 1 5
  1.  
Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности 5 1 6
  1.  
Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде 3 1 4
  1.  
Опасные ситуации в природных условиях 3 1 4
  1.  
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи 4
  1.  
Здоровье человека и факторы на него влияющие 5 1 6
  Итого 29 6

35

 

 

Картинка