РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы безопасного поведения» 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы безопасного поведения» 5 класс
5 (100%) 2 votes

Пояснительная записка

                 Настоящая программа курса  «Основы безопасного поведения» (ОБП) для учащихся  5 класса составлена на основе:

1) Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и НРФ  от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»),

2) Примерной учебной программы основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы (5-9 классы, серия «Стандарты второго поколения»), утвержденного федерального перечня учебников и требований по оснащению образовательного процесса по предмету.

Рабочая программа курса «Основы безопасного поведения»  для учащихся  5 класса разработана в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, Стратегии национальной безопасности до 2020 г., федеральным законом «Об образовании» от 10 июля 1992г. № 3266-1 (с учётом внесения изменений  Федеральным законом от 08 мая 2010 года № 83),  Постановлением  Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций» и федеральными законами Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности:

  • ФЗ № 390 «О безопасности» от 28 декабря 2010 года;
  • ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года;
  • ФЗ № 7 «Об охране окружающей природной среды» от 10 января 2002 года;
  • ФЗ № 69 «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года;
  • ФЗ № 28 «О гражданской обороне» от 12 февраля 1998 года;
  • ФЗ № 3 «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 года;
  • ФЗ № 196 «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года;
  • ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 года;
  • ФЗ № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 года;
  • ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 года;
  • ФЗ № 132 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года и др.

При разработке программы курса учтены требования, отраженные в государственных стандартах Российской Федерации и в федеральных государственных стандартах общего образования. Рабочая программа курса «Основы безопасного поведения» для учащихся  5 класса разрабатывалась на основе авторской комплексной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т.Смирнова (авторы: А.Т. Смирнов и Б.О. Хренников, Москва, «Просвещение», 2011 г.). Смирнов А.Т. и Хренников Б.О. – авторы учебника для общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс», рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации (г. Москва, «Просвещение», 2012 г). Комплексная программа и соответствующий  учебник являются основой УМК в работе учителя ОБЖ, согласно настоящей рабочей программы.

При разработке содержания данной рабочей учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

— учет основных закономерностей развития теории безопасности;

— интегративность (проблематика курса «Основы безопасного поведения» охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

— направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания рабочей программы учитывались такие педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности как непрерывность обучения и постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по другим школьным предметам.

Цели изучения ОБП в 5 классе призваны способствовать:

— повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства;

— снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

— формированию антитеррористического поведения;

— формированию отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

— обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.

Достижение целей обеспечивается решением учебных задач:

— формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

— формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению;

— формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества:

— выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

— формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать верные решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Программа состоит из следующих разделов:

  • общая характеристика учебного предмета,
  • описание места учебного предмета в учебном плане,
  • личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета,
  • содержание учебного предмета,
  • тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся,
  • материально-техническое обеспечение образовательного процесса,
  • планируемые результаты изучения учебного предмета
  • список использованных источников.

Общая характеристика  учебного предмета

В основу проектирования структуры и содержания программы курса ОБП для учащихся  5-х  классов принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения. Модульное обучение обеспечивает гибкость, приспособление его к индивидуальным потребностям учащегося, уровню его базовой подготовки. Модульная система позволяет более рационально распределить учебный материал.

Модульный принцип позволяет:

— эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в МБОУ СОШ №6 с учетом региональных, реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики курса ОБП;

— структурировать содержание рабочей программы.

Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания, определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Первый модуль содержит два раздела и пять тем, а второй модуль – два раздела и три темы.  При этом количество тем установлено в соответствии с потребностью нашего региона в объеме определенного учебного времени.

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства.

Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи.

Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни.

Раздел 4. Оказание первой медицинской помощи.

Основной технологией обучения согласно настоящей рабочей программе является технология модульного обучения. В рабочей программе курса «Основы безопасного поведения» для учащихся  5 класса также предусмотрено использование следующих технологий обучения:

  1. Технология проблемного обучения (сущность — последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания).
  2. Концентрированное обучение (сущность — глубокое изучение материала за счет объединения занятий в блоки).
  3. Развивающее обучение (сущность — ориентация учебного процесса на потенциальные возможности учащегося и их реализацию).
  4. Дифференцированное обучение (сущность — усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт)).
  5. Игровое обучение (сущность — самостоятельная познавательная деятельность учащегося, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации).
  6. Обучение развитию критического мышления (сущность — способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения).

Описание места учебного предмета в учебном плане

  Авторская программа предполагает изучение курса в течение 35 часов, в том числе 9 нестандартных уроков. Уровень обучения – базовый.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Формирование и развитие универсальных учебных действий (УДД) на основе рабочей программы курса ОБП  учащихся  5 класса предполагает формирование: личностных, регулятивных, коммуникативных и  познавательных универсальных учебных действий.

Личностные, предметные и метапредметные результаты

Личностными результатами обучения являются:

— развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от всех видов угроз;

— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения являются:

— овладение умениями формировать личные понятия о безопасности, анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций, обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

— овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

— формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях;

— приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

— развивать умение выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

— освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметными результатами обучения являются:

  1. В познавательной сфере:

— знание об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

  1. В ценностно-ориентационной сфере:

— умения предвидеть возникновение опасной ситуации по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

— умения применять полученные теоретические знания на практике – принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

— умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.

  1. В коммуникативной сфере:

— умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.

  1. В эстетической сфере:

— умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира, умение сохранять его.

  1. В трудовой сфере:

— знание устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;

— умения оказывать первую медицинскую помощь.

  1. В сфере физической культуры:

— Формирование установки на здоровый образ жизни;

— Развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые физические и умственные нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Рабочая программа позволяет через содержание реализовать основные требования Стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам. Содержание программы даёт возможность организовать учебный процесс с ориентацией на формирование универсальных учебных действий при активном использовании различных учебных ситуаций и различных видов учебной деятельности обучающихся.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется с учетом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка.

Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности обучающегося к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе. Именно поэтому особое внимание при развитии универсальных учебных действий (УУД) должно уделяться становлению коммуникативных универсальных учебных действий.

Исходя из того, что в подростковом возрасте ведущей становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия.

В результате изучения рабочей программы курса ОБП, а также в ходе внеурочной деятельности у учащихся основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Среди технологий, методов и приемов развития УУД в основной школе особое место занимают учебные ситуации, которые специализированы для развития определенных УУД. Они могут быть построены как на предметном содержании, так и носить надпредметный характер.

Содержание учебного предмета

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности

Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека

Роль городов  в развитии человеческого общества. Система жизнеобеспечения   современных городов. Опасные ситуации, которые могут возникнуть в городе.

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электричеством, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни.

Меры профилактики опасных и аварийных ситуаций.

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат  города.

Особенности социальной среды в городе  с учетом его предназначения (город — столица, город-порт  и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения.

Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Пешеход — участник дорожного движения Общие обязанности пешехода. Меры безопасности поведения пешеходов на дороге.

Пассажир. Общие обязанности пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

Транспортное средство и водитель.

Общие обязанности водителя. Велосипедист —  водитель транспортного средства. Требования к техническому состоянию велосипеда. Обязанности велосипедиста. Правила поведения на дороге.

Пожар  в жилище и причины его возникновения. Пожарная безопасность. Основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть  в жилище в повседневной жизни. Общие правила поведения  в быту. Безопасное обращение с электроприборами, бытовым газом, со средствами бытовой химии. Профилактика травм при занятии физической культурой и спортом.

Глава 3. Опасные ситуации природного характера

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений.

       Водоемы  в черте города. Состояние водоемов в различное время года.  Меры безопасного поведения  на водоемах.     

      Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми.

        Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

        Безопасность на улице. Знание своего (поселка)  города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу,  знание расположения  безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.) Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.

Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного  характера

Чрезвычайные ситуации  природного характера:  землетрясения,  наводнения, ураганы,  бури, смерчи,  сели, оползни, обвалы.  Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

  Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационно-опасном объекте, аварии на пожаровзрывоопасных  объектах, аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Организация защиты населения от чрезвычайных  ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Организация эвакуации населения.

Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.

Раздел  3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в РФ

   Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

Антиобщественное поведение и его опасность. Обеспечение личной безопасности дома. Обеспечение личной безопасности на улице. Решение ситуативных задач.

Глава 6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

Экстремизм и терроризм, основные понятия, причины их возникновения. Виды экстремистской и террористической деятельности. Виды террористических актов и их последствия. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел  4. Основы здорового образа жизни

Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни

Здоровый образ жизни как  система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основные составляющие здорового образа жизни.

Значение двигательной  активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой.

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, вода. Гигиена питания.

Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье

 Потенциальные возможности человека, значение образа  жизни и привычек для совершенствования духовных и физических качеств.

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровья.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на  организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека.  Как уберечь себя от курения.

Алкоголь  — наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия алкоголя.  Алкоголь и преступность. Собеседования на тему «Основы здорового образа жизни  и профилактика вредных привычек ».

Раздел 5.  Основы медицинских знаний и оказание  первой медицинской помощи

Глава 9. Первая медицинская  помощь и правила ее оказания

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

Ситуации,  при которых следует немедленно вызвать « Скорую помощь».

Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

Последовательная отработка навыков в оказании первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении.

Отравления, пути попадания токсических  веществ в  организм  человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях (практические занятия).

Учебно-тематическое планирование

по основам безопасного поведения

Наименование разделов и тем Разбивка часов по типу учебной деятельности Всего
Теория Нестандарт-ные уроки
1 Человек, среда его обитания, безопасность человека 4 4
2 Опасные ситуации техногенного характера 5 2 7
3 Опасные ситуации природного характера 2 1 3
4 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 2 1 3
5 Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 2 1 3
6 Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства 3 1 4
7 Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 1 1 2
8 Факторы, разрушающие здоровье 1 1 2
9 Первая помощь и правила её оказания 6 1 7
Итого 26 9 35

Рабочая программа составлена с учетом  сформированности мотивационной, интеллектуальной и волевой сфер индивидуальности обучающихся, их образовательных потребностей. Учащиеся 5 класса готовы использовать ранее полученные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения практических задач.

Формы контроля

Устный опрос – устная форма контроля знаний и умений, используется взаимопроверка, самопроверка по образцу, заслушивание ответа и его оценивание учителем.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

  1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения
  2. Карточки с заданиями

Технические средства обучения:

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран

Стенды и плакаты

Стенды:

  1. Безопасность на улицах и дорогах

         Плакаты:

  1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
  2. «Поведение в криминогенных ситуациях»
  3. «Пожарная безопасность»

Аудиовизуальные пособия

  1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи
  2. Действия в зоне затопления
  3. Стихийные бедствия
  4. Пожарная безопасность
  5. Серия материалов «Юля и Рома»
  6. Серия материалов «Азбука безопасности»

Интернет-сайты для подготовки уроков ОБЖ

Сайты с нормативными документами по образованию и методическими материалами:

  1. http: //www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;
  2. http: //www.ed.gov.ru – Федеральное агентство по образованию РФ Министерства образования и науки РФ;
  3. http: //www.edu.ru – Федеральный сайт Российского образования;
  4. http: //www.edu.km.ru – Образовательные проекты;
  5. http: //www.ict.edu.ru – Информационно-коммуникационные технологии в образовании;
  6. http: //www.festival.1september.ru – Сайт педагогических идей «Открытый урок»;
  7. http: //www.vestniknews.ru – Журнал «Вестник образования России»;
  8. http: //www.fio.ru – Сайт Федерации Интернет-образования России;
  9. http: //www.sputnik.mto.ru – Спутниковый канал единой образовательной информационной среды;
  10. http: //www.eurekanet.ru – Инновационная образовательная сеть;
  11. http: //www.mediaeducation.ru – Лаборатория ТСО и медиаобразования института содержания и методов образования РАО;
  12. http: //www.pedlib.ru – Сайт педагогической библиотеки;
  13. http: //www.profile-edu.ru – Профильное обучение в старшей школе;
  14. http: //www.int-edu.ru – Каталог образовательных ресурсов, методические материалы.

Ссылки на образовательные ресурсы Интернета по основам безопасности жизнедеятельности:

  1. http: //www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=108&pg=1 – Каталог ресурсов по ОБЖ Российского общеобразовательного портала;
  2. – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
  3. http://www.сaim.ru/9 — Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности;
  4. http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
  5. http://www.alleng.ru/edu/saf.htm — Методические материалы, тесты, билеты, книги и учебные пособия по ОБЖ;
  6. http://www.window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.15 – Каталог по основам безопасности жизнедеятельности единого окна доступа к образовательным ресурсам;
  7. – Личная безопасность в различных условиях;
  8. http://www.garant.ru/prime/20070719/6232673.htm — Методические рекомендации по организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях по курсу ОБЖ;
  9. — Библиотека электронных наглядных пособий по ОБЖ для 5-11 классов;
  10. — Каталог ресурсов по ОЬЖ;
  11. — Охрана труда в образовании;
  12. http://www.аfestival.1september.ru/subjects/12 — Фестиваль «Открытый урок», материалы по ОБЖ;
  13. http://www.uroki.net/dokobgd/htm – Для учителя ОБЖД материалы к урокам, сценарии внеклассных мероприятий, документы;
  14. – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
  15. http://www.russmag.ru/pgroup.phpid=2 – Материалы журнала «Основы безопасности жизни»;
  16. http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
  17. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=21983&tmpl=com – Сообщество учителей безопасности жизнедеятельности;
  18. http://www.shkolazhizni.ru/tag — Школа жизни. Материалы по безопасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным ситуациям;
  19. http://www.school.holm.ru/predmet/obg — Ссылки по учебным предметам: ОБЖ;
  20. http://www.examens.ru/otvet/3 — Ответы на экзаменационные вопросы по ОБЖ.

Планируемые результаты освоения

В результате изучения основ безопасного поведения ученик 5-го класса должен знать:

— потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

— основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

— систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от всех видов угроз;

— наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

— основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

— правила поведения при угрозе террористического акта;

— государственную политику противодействия наркотизму;

— основные меры по профилактике наркомании.

Ученик 5-го класса должен уметь:

— предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

— принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

— действовать при угрозе террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

— пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

— оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Кроме того, учащиеся должны обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:

— обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного техногенного и социального характера;

— подготовки и участия в различных видах отдыха в природных условиях;

— оказания первой медицинской помощи пострадавшим;

— выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.

 

Список использованных источников

Литература  для учащихся:

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012. – 191 с.: ил. – Академический школьный учебник).
  2. Рабочаятетрадь. Автор: Смирнов А. Т., Хренников Б. О., Маслов М. В. / Под ред. А. Т.Смирнова Издательство: М.: Просвещение, 2011. – 96 стр.

Литература для учителя:

  1. Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: учебно-методическое пособие / В.М. Евлахов. 2-е изд., пересмотр. – М.: Дрофа, 2010. – 112 с. – (Раздаточные материалы).
  2. Карпова Е.В., Малегон А.В. Игровые классные часы: Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 128 с.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-8 классы. Школьный курс в тестах, играх, кроссвордах, заданиях с картинками / авт.-сост. Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 120 С.
  4. Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания: рекомендации, конспекты уроков, разработки мероприятий / авт.-сост. Л.А. Тётушкина. – Волгоград: Учитель, 2009. – 238 с.
  5. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2008. – 271 с. – (Академический школьный учебник).
  6. Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 176 с.
  7. Суслов В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты. 4-5 классы: учебно-методическое пособие/ В.Н. Суслов. – Изд. 2-е, перераб. – Ростов н/Д: Легион, 2011. – 112с. – (Начальное общее образование).

Скачать программу

Картинка