Ответы

Ответы
5 (100%) 1 vote

Лесные пожары. Классификация. Пути сокращения лесопотерь. Организация тушения лесных пожаров. Рекомендации по защите населения
 
Лесной пожар — горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории.
Причины: деятельность человека, грозовые разряды, самовозгорания торфяной крошки. Последствия: уничтожение деревьев и кустарников, заготовленной древесины; снижение защитных, водоохранных и др. полезных свойства леса; уничтожение фауны, сооружений, населенных пунктов; опасность для людей и с/х животных.
Классификация:
1) по характеру возгорания и состава леса: низовые, верховые, почвенные.2) по интенсивности: слабые, средние и сильные. Интенсивность горения зависит от состояния и запаса горючих материалов, уклона местности, времени суток, силы ветра.3) по скорости распространения огня низовые и верховые пожары делятся на устойчивые и беглые. Скорость слабого низового пожара ≤1 м/мин, сильного — ≥3 м/мин; слабого верхового ≤3 м/мин, среднего ≤100 м/мин, сильного ≥100 м/мин. Высота слабого низового пожара до 0,5 м, среднего — 1,5 м, сильного — свыше 1,5 м. Слабый почвенный (подземный) пожар — глубина прогорания ≤25 см, средний 25-50 см, сильный ≥50 см.
Прогнозирование: определяют площадь и периметр зоны возможных пожаров в регионе на основе времени развития пожара и лесопожарного коэффициента (зависит от природных, погодных условий, времени года).
Пути сокращения лесопотерь: предупредительные лесоводческие мероприятия (санитарные рубки, очистка мест рубок леса), создание системы противопожарных барьеров. Лес становится негоримым, если очистить его от сухости и валежника, устранить подлесок, проложить 2-3 минерализованных полосы с расстоянием между ними 50-60 м, а надпочвенный покров между ними периодически выжигать.
Организация тушения лесных пожаров
1) обнаружение с наземных наблюдательных пунктов или при авиационном и наземном патрулировании лесов.2) разведка пожара, т.е. уточнение границ, выявление вида и силы горения, выводы о дальн. действиях с учетом лесопирологической характеристики окружающих участков и возможных опорных линий (рек, ручьев, лощин, дорог).3) локализация пожара: остановка распространения пожара путем непосредственного воздействия на его горящую кромку; прокладка заградительных полос и канав, обработка периферийных областей с целью исключения возможности возобновления.4) ликвидация пожара, т.е. дотушивание очагов горения;
5) окарауливание пожарищ.
Рекомендации по защите населения: Опасен не только огонь, но и отравление из-за обескислороживания воздуха, повышения концентрации угарного газа, окиси углерода и др. Необходимо: спасение людей и с/х животных с отрезанной огнем территории; эвакуация из населенных пунктов, мест отдыха; ограничение въезда в пожароопасные районы; тушение пожаров; обеспечение безопасного ведения работ по тушению пожаров. Спецодежда, каски, противодымные маски; проводник, знающий местность; наблюдатель, следящий за направлением огня, падающими деревьями и, осуществляющий связь со штабом пожаротушения. При тушении водой нельзя направлять ее на электроустановки и ЛЭП. При проходе через зону горения следует задержать дыхание, чтобы не получить ожог дыхательных путей. Запрещается устраивать ночлег в зоне действующего пожара, при устройстве мест для ночлега и отдыха принять меры предосторожности на случай внезапного прорыва или изменения направления движения огня.
 
Биолого-социальные ЧС. Общие вопросы
 
БСЧС — состояние, при котором в результате возникновения источника на опр. территории нарушаются условия жизни и деятельности людей, сущ-я с/х растений, животных, возникает угроза жизни и здоровью людей, угроза широко распространения инф. болезней. Это ЧС в биогенных системах, вызываемые инф. болезнями.
Инф. болезнь — заболевание, вызванное возбудителем этой болезни и передающееся от источника возбудителя к здоровому организму.
БСЧС делятся на: эпидемии (массовое прогрессир. во времени и пространстве заболевание людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболевания), эпизоотии (с/х животные), эпифитотии (с/х растения).
Возбудителями ИБ явл. патогенные микроорганизмы, к-рые в зав. от строения, формы и биол. св-в дел. на: вирусы, бактерии, грибы, риккетсии. Вирусы — биол. частицы (вирионы), не имеющие клеточной структуры и способные развиваться и размножаться только в живых клетках. Сост. из белков и нуклеиновых кислот, также углеводов и липидов. Изв.1500 вирусов. Бактерии — одноклеточные примитивные микроорганизмы, в зав. от формы и строения дел. на: шаровидные (кокки), палочковидые (бациллы), извитые (спириллы, вибрионы). Потребляют углерод и азот, образуют ферменты, антибиотики, токсины. Вызывают чуму, холеру. Грибки — одно — и многоклеточные микроорганизмы растительного происхождения, больше и сложнее бактерий. Вызывают тяжелые длительные болезни с поражением внутренних органов. Риккетсии — бактериоподобные микроорганизмы, размножающиеся внутри клеток живых тканей. Передаются от грызунов через кровососущих насекомых человеку и вызывают лихорадки.
Для предотвращения распространения ИБ в зоне ЧС устан. карантин или вводится режим обсервации. Карантин предусм. полную изоляцию очага поражения от окружения. Обсервация менее строга. Дезинфекция — уничтожение возбудителей ИБ: насекомых (дезинсекция) и грызунов (дерантизация).
 
Военные ЧС и гражданская оборона. Общие вопросы
 
Все ЧС техногенного характера могут быть спровоцированы этим видом ЧС (аварии на энергетических, химических, биотехнологических объектах, транспортных коммуникациях).
Особое место в государственной политике по проблемам безопасности и защиты личности, общества и государства занимают вопросы ГО, которая в соответствии с Российским законом «О гражданской обороне» организуется в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей, территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданская оборона непосредственно связана с военной безопасностью страны и оборонным строительством, поэтому согласно статье 71 Конституции РФ, она находится в федеральном ведении. Органы, осущ. управление ГО:
1) фед. огран, уполномоченный на решение задач в области ГО (МЧС РФ) 2) подразделения фед. органов исполнительной власти 3) подразделения или работники предприятий и организаций, уполномоченные на решение задач в обл. ГО.
Руководители организаций являются по должности начальниками ГО и имеют право: вводить в действие планы ГО, принимать решения об эвакуации населения, издавать приказы по ГО. Силы ГО: воинские формирования и гражданские организации ГО.

Планирование мероприятий гражданской обороны
 
Одной из главных обязанностей работников организаций, уполномоченных на решение задач в обл. ГО, явл. разработка плана ГО. План ГО объекта определяет:
1) организацию и порядок перевода ГО объекта из условий мирной обстановки в условия военного времени.
2) порядок работы объекта в военное время.
3) обеспечение защиты и ж/д персонала и членов их семей.
План ГО состоит из текстовой части и приложений. Текстовая часть содержит 3 раздела:
1) оценка возможной обстановки на объекте в рез. воздействия противника.
2) выполнение мероприятий ГО на объекте при планомерном приведении его из условий мирной обстановки в условия военного времени (все виды организации: управление, связь, защита персонала и семей, снабжение продуктами).
3) выполнение мероприятий по ГО при внезапном нападении противника. Приложения включают: ) оценку состояния объекта на 1 января 2) план объекта с возможной обстановкой 3) календарный план мероприятий ГО 4) план мероприятий по защите персонала и проведения др. неотложных работ (аварийно-восстановительных).
В структурных подразделениях объекта планы ГО не разрабатываются, в них имеются только выписки из плана. Ежегодно до 1 марта план ГО корректируется.
 
Управление безопасностью в ЧС. Правовые основы безопасности в ЧС
 
Организационно-правовые нормы в области защиты граждан, земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ определяются федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (№68 от 21.12.1994). В законе определены:
1) мероприятия, направленные на предупреждение ЧС 2) планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территории от ЧС с учетом экономических, природных и др. характеристик 3) объем и содержание мероприятий по защите населения от ЧС 4) ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организации, органом исполнительной власти РФ на территории которой сложилась ЧС.
В соответствии с этим законом граждане РФ имеют право:
1) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС 2) использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и др. имущество органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от ЧС 3) быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности 4) на возмещение ущерба здоровью и имуществу вследствие ЧС; на медицинское обслуживание, компенсации; бесплатное государственное социальное страхование.
Граждане РФ обязаны:
1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты РФ, субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС;
2) соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
3) изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
4) выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций.
 
Организационные основы безопасности в ЧС
 
В соответствии с требованиями ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Постановлением Правительства №1113 от 05.11.1995 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» создана единая гос. система предупреждения и ликвидации ЧС — РСЧС.
РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС.
РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы имеют 5 иерарх. уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектный. Звенья функциональных подсистем соотв. отд. отраслям экономики.
Каждый уровень РСЧС имеет координационный орган, постоянно дей. органы управления, органы управления для повседневных задач, силы и средства, резервы фин. и матер. ресурсов, системы связи, оповещения и инф. обеспечения.
Координирующие органы РСЧС:
1) на федеральном уровне — Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти.2) на региональном уровне — региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий 3) на территориальном уровне, — комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ 4) на местном уровне — комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного самоуправления.5) на объектовом уровне — объектовые комиссии по ЧС.
Органы повседневного управления РСЧС:
1) пункты управления 2) центр управления в кризисных ситуациях 3) оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней 4) дежурные диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций и объектов.
Силы и средства РСЧС:
1) силы и средства наблюдения и контроля (сан. эпид. надзор, ветеринарная и геофизическая служба) 2) силы и средства ликвидации ЧС.
Силы постоянной готовности в России:
1) центр упр-я в кризисных ситуациях 2) центральный аэромобильный спасательный отряд 3) поисково-спас. службы 4) центр спец. назначения 5) сводные мобильные отряды соединений и воинских частей ГО 5) отд. вертолетные отряды.
Для ликвидации ЧС создаются:
1) резервный фонд Правительства РФ 2) запасы фин. и мат. ресурсов субъектов РФ.
Инф. обеспечение РСЧС осущ. инф. — управляющей системой, в состав к-рой входят: инф. центры разл. уровней, ср-ва связи и передачи данных.
Решением органа исп. власти в зав. от обстановки устанавливается один из режимов функционирования РСЧС: повседневной готовности, повышенной готовности или режим ЧС.
В систему РСЧС встроена система ГО РФ. Руководство ГО осущ. председатель Правительства РФ, он явл. начальником ГО РФ. Его первый зам — министр МЧС РФ. В системе ГО дей. принцип единоначалия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10