Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности обучающегося

Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности обучающегося
5 (100%) 1 vote

Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ как фактор формирования гражданской позиции личности обучающегося

   Место патриотического чувства в структуре личности человека непосредственно связано с деятельностью, а значит, и содержание гражданственности, и процесс её формирования имеют деятельностную сущность. Средой проявления гражданственности являются макро- и микроструктуры деятельности.

На формирование такой среды образовательного процесса нацелен особый подход, называемый компетентностным. Данный подход основывается на идее о том, что наряду с предметно-содержательными учебными результатами (знания, умения, навыки), особым результатом обучения является личный, рефлексивно осмысленный опыт самих учащихся. Указанный опыт актуализируется в способности и готовности действовать и достигать социально значимых результатов в различных сферах жизни, в частности, в сфере гражданских отношений. В этом последнем случае личный, ситуативно актуализирующийся опыт учащихся и является основой гражданственности. Таким образом, понятие «патриотизм» с позиций системно-деятельностного подхода может быть рассмотрено как совокупность компетенций.

Организационно-ценностное содержание гражданственности формирует условия, побуждающие учащегося к эквивалентному обмену ценностями в реализации материально-предметной деятельности и деятельности общения. Организационно-ценностная функция содержания ОБЖ характеризуется подготовленностью личности учащегося к выполнению требований, правил соответствующей деятельности, регламентацией и координацией взаимоотношений между субъектами, осуществляющими обмен ценностями в процессе общения.
Содержание патриотического воспитания имеет две ведущие образовательные функции: организационно-деятельную и организационно-ценностную. Организационно-деятельная функция включает в себя этапы: первый — целеобразования и планирования, и второй — собственно организации деятельности. Организационно-деятельное содержание гражданственности определяет организационные и технологические требования, создаёт объективные предпосылки для их выполнения. Организационно-деятельная функция содержания гражданственности выражается в ряде конкретных требований, правил для осуществления деятельности человека в гражданской сфере и характеризуется высокой степенью наглядности.
Невозможно возвращаться сегодня к целостной модели патриотического воспитания, выработанной в советскую эпоху. Еще менее полезно сводить патриотическое воспитание к ряду мероприятий, хорошо зарекомендовавших себя в прежние годы. Однако это не означает, что нужно отказаться от всего, наработанного в педагогической практике и начать построение новой модели с чистого листа. Преемственность — важнейший принцип в воспитании. Исходные положения теории патриотического воспитания прекрасно определены в основополагающих государственных документах, которые предполагают в основание современного российского образования идею исторической преемственности поколений, устойчивости в череде поколений ценностей, определяющих самобытное лицо отечественной системы общего образования.
В современной педагогической науке сосуществуют два основных подхода к осмыслению и построению интегративных связей процесса патриотического воспитания. Первый из них, содержательно-понятийный. Данный подход опирается на тот факт, что интегрированное построение содержания образования и учебно-воспитательного процесса заложено в действующем базисном плане общеобразовательного учреждения, в котором выделены не предметы, а предметные блоки, где впервые определены относительно широкие образовательные области, естественным образом интегрирующие отдельные дисциплины. С этих позиций, патриотическое воспитание содержит потенциальные возможности для связи практически со всеми изучаемыми предметами.
На основе обоснованной деятельностной концепции разработан и апробирован иной подход, обозначенный как деятельно — компетентностный. В данном случае в качестве единицы усвоения нами рассматривается ключевая компетентность, входящая составной частью в содержание патриотического воспитания, и формирующаяся в той или иной форме учебно-познавательной деятельности на уроках ОБЖ и внеурочной деятельности. В данном случае возможно построение связей процесса патриотического воспитания с уроками граждановедения, правоведения, обществознания, истории, литературы, экологии, иностранного языка, информатики.
       Мы должны достичь в результате применения комплекса мер по патриотическому воспитанию формирования следующих качеств личности обучающихся:  
1. Глубокое осознание сво­ей неразрывности с Отече­ством, нераздельной соприча­стности с ним.
2. Формиро­вание в себе чувства любви к России как к Родине-матери.
3. Постоянное углубление знаний о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, изу­чение трудов отечественных мыслителей, произведений и творений деятелей литерату­ры, искусства, народных та­лантов.
4. Социальное и духовно-нравственное саморазвитие личности как гражданина и патриота России, возвышение ее понимания до осознания приоритетных ценностей и интересов Отечества перед ин­дивидуальными, групповыми, национальными и т.д. ценнос­тями, интересами, мелями, мо­тивами.
5. Конкретное осмысление своей роли и места в жизни общества и судьбе Отечества в плане проявления активности, небезразличного, лично заинтересованно­го отношения к своей Родине, гражданской и патриотичес­кой позиции и личной ответственности за результаты сво­ей деятельности и поведения.
6. Уяснение и личная оцен­ка роли и значения высшего руководства страны, органов государственной власти на основе резуль­татов и последствий проводи­мого ими курса, внутренней политики в важнейших сферах жизни общества, международ­ной деятельности с точки зре­ния их соответствия истинным интересам народа, государ­ства, отдельной личности.
7. Делать все лично от себя зависящее для сохране­ния и возрождения России, ее экономики, культуры, духов­ности, нравственности, социальной сферы.
8.Способствовать возрожде­нию и развитию истинных духовно-нравственных цен­ностей, которые веками со­ставляли глубинную сущ­ность национального само­сознания русского народа, его ментальности, таких, как трудолюбие, доброта, беско­рыстие, милосердие, искрен­ность, душевность, отзывчи­вость, взаимопомощь и кол­лективизм, терпимость, жиз­нестойкость, готовность к самопожертвованию, преодо­ление трудностей и испыта­ний, особенно во имя Отече­ства.
9.Решительно противосто­ять ру­софобии и сионизму,  «западным  ценностям».
10.Формировать у окружающих последова­тельную, твердую и аргументированную гражданскую позицию, открыто проявлять честь и достоинство человека, любящего Россию и болеюще­го за нее.

Добавить комментарий

Картинка